Здорово, когда песни музыканта, которого нет с нами больше 30 лет, помнят и любят до сих пор. Но во всей этой истории меня смущает вот что.
Сразу же после той роковой аварии из фигуры Цоя стали лепить некий культ. Делать из него героя, которым он на самом деле никогда не был.
И у масс-медиа это отлично получилось. Героический образ пришелся по душе не только поклонникам, многие из которых стали слушать группу «Кино» уже после гибели ее лидера.
Образ героя-одиночки сегодня беззастенчиво используют политики, бизнесмены от шоу-бизнеса, всевозможные общественные деятели и прочие любители попиариться за чужой счет.
Цою ставят памятники, устанавливают мемориальные доски. Патриоты тянут Виктора на свою сторону. Либералы – на свою.
Каждый видит в искусственно созданном образе те черты, которые ему выгодно видеть. Да и грех не использовать раскрученный музыкальный бренд для своих целей, не так ли?
Вся эта героизация еще в начале 90-х годов вызывала массу вопросов у друзей и коллег музыканта, знавших его лично, общавшихся и работавших с ним бок о бок.
Как вспоминал Майк Науменко, Цой вообще очень умело использовал людей. Он всегда знал, как заводить нужные знакомства, и был весьма холоден и расчетлив в отношениях.
Также лидер группы «Зоопарк» отмечал, что его приятель очень сильно изменился в последние годы. И далеко не в лучшую сторону.
– Просто я несколько удивлен тем, что из него пытаются сделать ангела. Не был он ангелом, как не был и демоном. Как и все мы, он был просто человеком со своими плюсами и минусами. Но у нас желательно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным, – говорил Майк Науменко незадолго до собственного ухода.
Много интересного о Викторе Цое рассказывал в своих воспоминаниях и Константин Кинчев: «Не хочу сказать плохо, но конъюнктуру Цой чувствовал.
Все, что модно, он отслушивал, отслеживал и анализировал. Группа «Ласковый май» в моде? Значит, нужно что-то взять и оттуда».
По воспоминаниям лидера «Алисы», Цой пафос любил. Он чувствовал себя звездой и старался этому соответствовать. Ездил только на машине с затемненными стеклами.
А в последнее время его очень интересовали деньги. По словам Кинчева, он даже с гордостью говорил: мол, мы восемьдесят семь концертов зарядили. Пока можно зарабатывать – нужно зарабатывать!
Свое мнение о Цое высказал и звукорежиссер Андрей Тропилло, записавший ранние альбомы группы «Кино». Он считает, что Цой постепенно «влез в образ, созданный им самим».
И в поздних альбомах этот образ только дорисовывал. Менять же что-то ему было просто не нужно. Впоследствии это и дало возможность создать легенду о Викторе Цое, которую предприимчивые люди эксплуатируют до сих пор.
Воспоминаний о том, каким в реальной жизни был Виктор Цой, множество. И в них лидер группы «Кино» предстает вовсе не легендой, не героем, и не бунтарем.
А обычным живым человеком. Одним из нас. Сложно сказать, каким бы он стал сегодня. Требовал бы он перемен на закрытых богемных тусовках в компании звезд? Как, например, вот в этом фееричном видео.
Прыгал бы он на корпоративах перед олигархами? Ходил бы на марши несогласных? Или открывал бы патриотические митинги в Лужниках, а потом ехал бы на гастроли в Крым?
На все эти вопросы ответов нет. Но лично я не представляю погрузневшего и поседевшего Цоя ни на одном из этих мероприятий. Он ушел очень вовремя, в самом зените славы.
Ушёл красиво, действительно как настоящий герой. Остался вечно молодым. И ничем не успел запятнать свой героический черный прикид.