«Не могу сказать ‘прощай’» — главная причина популярности

Мелодрама «Не могу сказать ‘прощай’» (1982) была в своё время одним из лидеров проката, но и теперь остаётся в числе наиболее обсуждаемых советских фильмов. Конечно, этому фильму далеко до «Иронии судьбы» и «Москва слезам не верит», но, тем не менее, история любви, рассказанная режиссёром Борисом Дуровым (кстати, он снял ещё и «Пиратов XX века!) интересна по сию пору. Любая удачная кинокартина имеет свою особую причину, по которой она остаётся в памяти. У «Не могу сказать ‘прощай’» такой «изюминкой» является …точное соответствие «правильным» ожиданиям.

Тут всё складывается ровно таким образом, чтобы зритель был доволен: плохие поступки – наказываются, доброта и любовь получают вознаграждение, циник – перевоспитывается, обретая себя и, став инвалидом – побеждает болезнь. Напомню сюжет: наивная девушка Лида Тенякова до помрачения ума влюбляется в крутого парня Сергея Ватагина, а он, воспользовавшись её чувствами, проводит с ней ночь, а спустя некоторое время …женится на эффектной Марте — та играла в кокетливую недоступность. Но жизнь полна сюрпризов – не всегда приятных.

Сергей получает травму и – вечную инвалидность, тогда как Марта не готова к испытаниям и по-тихому сбегает от «бывшего перспективного мужа». Узнав, что Сергей – калека, в ночи приезжает Лида — она буквально возвращает любимого к жизни, а в конце мы видим, что неизлечимый больной – встаёт с инвалидной коляски. Параллельно с этим развивается линия ГАИшника Васи, безответно влюблённого в Лиду, но и он в конечном итоге помогает сопернику с приобретением той самой коляски – чтобы тот не лежал, а двигался. И Вася благородно уходит в сторону, пожав Сергею руку.

Здесь каждый поворот событий – так, как «положено». Девушка безоглядно отдаётся парню? Это плохо. Получи расплату в виде его гадкого пренебрежения. Сергей растаптывает Лиду и бежит к блондинке с точёной фигурой? Ему достаётся меркантильная королева, почти тут же бросающая его в беде. Страшно осознавать, что и травму он «заслужил» потому, что алчно потянулся за большими деньгами. Эти причинно-следственные связи чётко прослеживаются в картине! Да, наивно, зато — как ярко.

Теперь Лида уже выступает с позиции «сильного» — она не только ухаживает за Серёжей – она делает всё, чтобы раскрылся его творческий потенциал. Из успешного и крутого рвача-пролетария он становится мастером резьбы по дереву и педагогом; к нему приезжает местная интеллигенция в лице главы краеведческого музея – с альбомом по искусству! Мать Сергея неслучайно произносит: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!» Фильм перенасыщен верными дидактическими посылами.

Опять же, красавица Марта – наказана. Во-первых, с ней теперь никто не хочет общаться; во-вторых, решив метнуться обратно, дама замечает, что место – занято и, видимо, навсегда. Милиционер Василий тут – честен, благоразумен и сдержан. Друзья – искренни. Мир – крепко и ладно выстроен. Безусловно, реальная жизнь – много сложнее. Когда я первый раз смотрела эту лав-стори, я думала, что вот сейчас Лида выйдет замуж за Васю – без любви, а тот будет всю жизнь мучиться, пытаясь растопить лёд.

Или девушка останется вообще одна. Хорошо, что не в статусе матери-одиночки после безрассудно проведённой ночи. А тут всё – как хотелось бы. Плохое действие влечёт удар судьбы; разворот в сторону добра – и сама жизнь раскрывается чудесами. Торжество справедливости, душевности и любви! И беременность — как положено, в любви. Потому-то и «лидер проката». В финале, когда Сергей резко встаёт — многие плакали в том зале 1980-х и наверняка эта сцена вызывает трепет в 2021 году. Всем хочется – так.

Оцените статью
«Не могу сказать ‘прощай’» — главная причина популярности
Отказ Гайдая: почему Андрея Миронова убрали из «Ивана Васильевича»