«Не могу сказать «прощай»» — как посредственный фильм оказался лидером проката

Этот чуднОй фильм режиссера Бориса Дурова, того самого, что три года ранее снял знаменитых «Пиратов ХХ века», вышел на советские экраны в 1982 году и сразу вошел в пятерку самых популярных фильмов года в СССР. Многие критики и обозреватели задаются вопросом: как этот примитивный фильм получил такой успех у советского зрителя? Мне очень понравились слова одного человека об этой картине: «Фильм плоский, как стенгазета». Более удачного сравнения придумать просто невозможно. Это на самом деле стенгазета. Бодрая, комсомольская, напичканная агитационными материалами, в которой ровным счетом нет ничего интересного. Впечатление такое, что по заданию ЦК КПСС авторы просто взяли все животрепещущие темы той реальности (отток молодёжи из деревни, увлечение модой-красотой в противовес «простым естественным лицам» и прочее), а чтобы как-то их соединить, придумали нелепую любовную историю.

Но зритель воспринял фильм на ура. На киностудию имени Горького приходили мешки писем, в которых зрители желали всяческого счастья Лиде и Сергею и спрашивали, кто у них родился. Как же так — примитивный сюжет, плоские персонажи, топорная мораль — и такой успех у зрителя? Ведь, если разобраться, то в фильме нет положительных героев. Разве что приторно-сладкая и совершенно неправдоподобная мать Сергея. Сергей — махровый эгоист и бабник, Марта — такая прописная городская «щучка крашена», которая бросила мужа-инвалида, Лида — Лида вообще вызывает много вопросов со своей одержимостью Сергеем, но авторы хотели преподнести её как положительный персонаж — такая верная-преданная, трудностей не испугалась, своей любовью парня с коляски подняла, от депрессии спасла, да еще и родить от него собралась. И мораль-мораль-мораль в каждом кадре. Все правильные аж до тошноты. Даже неправильные правильные и слова говорят как по учебнику марксизма-ленинизма. А в финале все перевоспитываются, и даже красотка Марта рыдает в кустах, понимая, какого парня потеряла.

Как писатель, я много общаюсь с коллегами по перу, и те часто говорят: книги со сложным сюжетом, с двойными смыслами, с многогранными персонажами не пользуются популярностью. То ли дело какая-нибудь примитивщина в духе «перепихнулись в туалете клуба, она залетела, он жениться не захотел, она родила и добилась успеха, а он потом её увидел и понял, что любил всю жизнь». О, вот такое идёт на ура. Всякие беременные от боссов, невинные для мажоров и прочая самиздатовская мурня. Всё это пишется по одному сценарию: между героями происходит интим, потом мужчина бросает женщину (частенько она еще и рожает после этой случайной связи), потом в процессе жизни он осознает, как был не прав, и они обретают своё личное счастье. Да, в финале желательна свадьба, а лучше беременность.

Узнали сценарий? Вот этот фильм точно снят «в соответствии с каноном». Людям нравится, когда всё просто, когда в финале плохиши получают по заслугам, а хорошиши — кулёк с плюшками. Ватагин, который не оценил и бросил после альковной истории Лиду, позарившись на холодную эффектную Марту, стал инвалидом. Городская фифа Марта, ради денег отправившая мужа работать на лесоповале в туман, осталась одна. А вот верная и преданная, правда, с о-о-очень большим прибабахом (но кто ж его учитывает?) Лида своей чистой и искренней любовью приводит Сергея к покаянию, переосмыслению и выздоровлению, а затем и «маленький у нас будет». Справедливость восторжествовала по всем пунктам. Картина отвечает массовому запросу.

Но если отвлечься от эмоций, то, конечно, нелепостей в картине хоть отбавляй. Мне хватило того, что Сергею, месяц назад взявшему в руки стамеску, не имеющему специального образования, сразу поручили восстановить музейный экспонат. Это прям ха три раза. Это вот директор музея себе на уголовку наскрёб. Преподаванием школьникам ему тоже поручили — человеку, не имеющему специального образования. Остальное тоже всосано из пальца. Это как раз яркий пример неудачи советского кинематографа и того, что плохие фильмы могут нравиться массам. В общем, ванильная, совершенно оторванная от реальности сказочка. А интересен фильм только тем, что в нём можно увидеть 20-летнего Сергея Минаева с его знаменитой шевелюрой.

Оцените статью
«Не могу сказать «прощай»» — как посредственный фильм оказался лидером проката
Как из производственной драмы получилась одна из лучших советских кинокомедий