Вчера мы беседовали о Кате Снегирёвой из трагикомедии «Афоня» (1975), вернее, о том, что она всё воспринимает буквально, и обещание позвонить считывает, как однозначную симпатию, а не как ласковый, аккуратный посыл в дальние дали.
Сегодня мы поговорим об очень похожей героине – о Лиде из мелодрамы «Не могу сказать ‘прощай’» (1982) – фильм в общем-то слабоватый, как произведение искусства, но запоминающийся и, как ни странно, прошедший испытание временем.
С Лидой – примерно та же картина, только в категории hard – эта девушка способна на такие отчаянные поступки, что на её фоне медсестричка Снегирёва кажется образцом адекватности.
Сергей Ватагин (как и Афоня Борщов — с Катей), поступил опрометчиво, глупо и подло, когда увлёк восторженную Лиду под сень алькова, говоря языком старинных романов. Но нет, ещё раньше.
Ватагин, уже в тот момент, когда пошёл провожать, совершал не то ошибку, не то – мерзость. А по факту был расслабленно-беспечен, как и привык. Но! Он же должен был понять, с кем имеет дело.
Напомню, что они познакомились, когда Лида ринулась, чтобы удержать хулигана в парке. Не боится. Лихая. Может. А, если и не может, всё равно попробует.
Вообще, именно такие люди способны на подвиги. Их самоотверженность, часто удушающая в повседневной жизни, во все века годилась в битвах. Тип Жанны Д`Арк.
И такую девчонку Сергей решил использовать на одну ночь? И это после того, как даже увидел свой портрет в её комнате? После этого извиняются и уходят. Раскурочить доску почёта, чтобы украсить портретом кумира свою комнату!
Ого! Сделано это было глубокой ночью, так как на аллее в утром, днём и вечером — полно людей, да и дружинники, милиция встречаются. То есть Лида способна и на такое.
Но Сергей, раздосадованный, что красивенькая Марта ушла тогда с другим, решил «добрать» в другом месте, с другой милашкой. А уж ответить: «Конечно» на вопрос Лиды: «Ты любишь меня?» — это вообще ниже плинтуса.
Она же приняла это за чистую монету. Опыта – никакого. Любовь – первая. Личность — склонная к аффектам. Портрет Ватагина — чуть ли не как икона. Это …даже страшновато.
«Ну что у вас у всех за привычка такая? Любишь – не любишь…», — устало шепчет Сергей, который уже сталкивался с подобными словами, но не с подобными Лидами.
Естественно, что после того, как он сорвал цветок, ни о каком продолжении речи уже не заходило. С другой стороны, если бы всего этого не произошло, Лида потом не явилась бы на помощь…
Когда и Марта ушла, и врачи не давали шансов, да и сам впал в чёрное уныние, из которого нет выхода. Судьба состоит из таких вот случайных-неслучайных моментов.
Конечно, Сергей оказался навеки связан с Лидой и произошло это именно тогда, когда он решил её проводить, а не в тот момент, когда она помогла ему подняться на ноги.