Не только «Операция Ы». Еще 8 фильмов, где Селезнева и Демьяненко играли вместе

Актеры удивили своим неожиданным появлением в музыкальном клипе.

Студенты Шурик и Лида, инженер Тимофеев и его красавица-жена Зина. Этих любимых персонажей советской киноэпохи сыграли Александр Демьяненко и Наталья Селезнева. Но они снимались вместе не только в комедиях Гайдая. Вспомним, где еще появились эти актеры и как удивили поклонников рок-музыки в 90-х.

В «Операции Ы» Шурик и Лида стали настоящим открытием в творчестве Гайдая

В 1965 году в эту пару влюбились миллионы зрителей. Наивный Шурик и кокетка Лида до сих пор в числе самых любимых киноперсонажей. Когда Гайдай сдавал «Операцию Ы» худсовету, всем больше всего понравилась именно новелла «Наваждение». В ней было свежее дыхание — нет погони, зато есть лирика. Очень нетипично для того периода творчества Гайдая.

Вот и зрители здесь были, точнее, уже много раз видели эту комедию Гайдая и знают ее наизусть. Но все равно интересно смотреть. А все потому, что мастер Гайдай по долям секунд рассчитывал, на каком моменте зрители должны рассмеяться или удивиться.

Помните, Шурик читает стихотворение про девочку Лиду?

В оконном стекле отражаясь,

по миру идет не спеша

хорошая девочка Лида.

Да чем же она хороша?

Зрители уверены, что это некий романтический момент — главный герой посвящает строки понравившейся ему девушке с таким же именем. Но на самом деле стихотворение Ярослава Смелякова выбрано не случайно. Это пасхалка от режиссера: именно то стихотворение Леонид Гайдай читал на вступительных экзаменах в театральный вуз.

Еще одна любопытная деталь, которую многие зрители упускают из виду, вот на этом кадре:

Сначала многие были уверены, что на таблице с режимом работы ошибка. Ничего подобного! Это отсылка Гайдая к следующей новелле в той же «Операции Ы». В ней Трус спрашивает «Как пройти в библиотеку?» в три часа ночи.

А еще новелла «Наваждение» дает возможность зрителям увидеть ту Москву, которой уже нет — Москву 60-х. А точно ли речь о столице? «Конечно, да», — ответят большинство зрителей. И очень сильно удивятся, когда узнают, что одну и ту же сцену снимали не просто на совершенно разных улицах, но и в разных городах.

Увлеченные конспектом Лида и Шурик идут по Площади Борьбы в Москве. А дальше — самое интересное. Улица с открытыми люками — это уже Ялта. На следующем кадре пара перебегает через дорогу — это снова Москва, Университетская площадь. А дальше студенты заходят в уютный зеленый двор, где стоит дом Лиды. Это Французский бульвар в Одессе.

Кстати, в сцене с собакой у подъезда снялся и сам Гайдай. Но где он? Ведь в кадре его не видно.

Когда Лида и Шурик впервые проходят мимо соседской собаки, они его даже не замечают. Он бежит за ними и громко лает, но и на это пара не реагирует. Режиссер хотел, чтобы в кадре было видно, как пес удивляется такому бесстрашию. И тогда Гайдай в этой сцене лег на ступеньки крыльца и приподнял собаку за передние лапы. На что только не пойдешь ради эффектного кадра!

Некоторое время назад в Сети обсуждалось, что сначала Гайдай придумал иной финал для новеллы «Наваждение». В той версии Шурик и Лида снова едут в одном трамвае — уже на следующий день после экзамена. Только у руках у каждого свой конспект, а не общий. Студенты не замечают друг друга, а потому между ними ничего не происходит дальше. На самом деле мнение о другой концовке — не более чем миф.

В «Иван Васильевич меняет профессию» Демьяненко и Селезнева играют супругов, но она была влюблена в другого артиста

Через 8 лет после «Операции Ы» Селезнева и Демьяненко вновь появились в комедии Гайдая. Александр сыграл изобретателя Тимофеева, а Наталья — его жену Зинаиду. И от нее в этом фильме глаз не отвести — такая эффектная красотка. Даже Иван Грозный чуть голову не потерял от нее:

Но лишь единицы знают о том, что этими словами когда-то описывали внешность реальной исторической фигуры — Ксении Годуновой, дочери Бориса Годунова.

Фразу «Красотою лепа! Червлена губами! Бровьми союзна» придумал вовсе не Гайдай. Она есть в книге Булгакова, по мотивам которой снят фильм. А писатель, в свою очередь, позаимствовал ее из исторических мемуаров князя Катырева-Ростовского. В его свидетельствах это описание выглядит так:

«Дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюднаго домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна».

Конечно, в комедии Гайдая комплимент из уст царя звучит гораздо короче, но от этого не менее красиво. Наталья Селезнева аж засмущалась — не только потому, что так нужно по сюжету, но и как женщина.

Дело в том, что к тому моменту артистка боготворила Юрия Яковлева — он был ее кумиром с юности. И Селезнева не скрывала в своих интервью, что всегда была в него чуточку влюблена. Поэтому кокетство и смущение в сцене с Иваном Грозным ей даже не пришлось играть — эмоции были настоящими.

А помните еще одну сцену, где царь что-то шепчет Зине, а она заливисто смеется? Якин в этот момент от ревности чуть ли не с ума сходит. Зрителям интересно, о чем же таком сокровенном Иван Грозный рассказывает красавице на ухо.

И лишь спустя много лет после премьеры фильма тайну этой сцены приоткрыла Наталья Селезнева:

«Он говорил мне: „Наташка, у меня 10 минут, я опаздываю на спектакль!“ Я понимала, что такое опоздать на спектакль, но при этом мне надо было безудержно кокетничать и хохотать!», — рассказывала актриса.

Интересно и то, что жена Шурика могла выглядеть совсем иначе. На эту роль пробовались также пробовались Наталья Гвоздикова и Наталья Гундарева.

Поначалу Гайдай не хотел брать на эту роль Наталью Селезневу, поскольку опасался, что ее будут ассоциировать только с Лидой из «Операции Ы». Но потом утвердил именно ее. И, как показала зрительская любовь, режиссер вновь не ошибся.

Селезнева и Демьяненко тайком от Гайдая снялись в необычном фильме, а он назвал их и других актеров «негодяями»

А через три года после «Ивана Васильевича» Наталья Селезнева и Александр Демьяненко вновь появились на экране, но в весьма необычном фильме, который даже пытались положить на полку.

Актеры снялись в музыкальном телеконцерте «Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика». Проект готовили специально к дню рождения Леонида Гайдая — конечно же, тайком от него. Режиссером выбрали Юрия Саакова, который ставил новогоднюю программу «Голубой огонек» и знал толк в музыкальных телешоу.

В фильме-подарке звучат все песни из комедий Леонида Гайдая, а сюжет очень похож на «Ивана Васильевича». Во время неудачного эксперимента с машиной времени Шурик теряет сознание и видит сон — фрагменты из фильмов Гайдая вперемешку с музыкальными номерами из его же картин.

Роль Шурика сыграл Александр Демьяненко. Он же стал конферансье, который объявлял номера музыкальной программы. А Наталья Селезнева исполнила «Звенит январская вьюга», а также пела в совместных композициях.

Вместе с Демьяненко и Селезневой в фильме появились Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Алексей Смирнов, Наталья Крачковская, Леонид Куравлев, Наталья Варлей, Вячеслав Невинный, Светлана Светличная. Реакция Гайдая была очень неожиданной.

30 января 1977 года, когда режиссер отмечал свой день рождения в кругу коллег, ему преподнесли этот фильм. Посмотрев его, он долго смеялся, а потом назвал всех причастных к нему…негодяями. Он сказал это любя и в шутку, разумеется.

После нескольких показов фильма телередакторы хотели положить его на полку. По одной из версий, им не очень нравилось, что кинозвезды слишком уж дурачатся на экране. Но сегодня этот уникальный телеконцерт могут посмотреть все.

В этом фильме героиня Селезневой вновь бросила персонажа Демьяненко

Через год после музыкального фильма Селезнева и Демьяненко появились в комедии «По улицам комод водили». Картина состоит из 9 шуточных новелл, которые никак не связаны между собой.

Демьяненко и Селезнева сыграли в новелле «Мы едем, едем, едем». По сюжету персонаж Демьяненко едет по трассе на роскошном ретро-автомобиле и вдруг видит на обочине прекрасную незнакомку. Красавица Селезнева садится к нему в машину — кстати, на ней те же белые босоножки, в которых была ее героиня в «Иван Васильевич меняет профессию».

А дальше между Викторией и Михаилом начинается весьма странный диалог. Странный потому, что они не близкие друг другу люди, но разговаривают так, будто супруги. Героиня Селезневой заказывает себе в подарок шубку.

В итоге ссора, возникшая на пустом месте, разрастается до скандала. Как и в «Иване Васильевиче», героиня Селезневой подает на развод с персонажем Демьяненко.

На самом деле в этой новелле водитель, его попутчица и совместная поездка — метафора супружеских отношений. Авторы фильма показали весьма распространенный в реальной жизни пример, когда из-за излишней требовательности и скандальности жен рушатся семьи.

Этот сериал стал первой совместной работой Демьяненко и Селезневой после развала СССР

В следующий раз актеры появились вместе на экране, когда СССР уже не было. В 1995 году на экраны вышел 10-серийный проект «Дом». У этого проекта весьма необычная задумка: он рассказывает о том, как сложились судьбы «потомков» персонажей из русской классики.

В «Доме» Александр Демьяненко играет пристава следственных дел Порфирия Петровича из «Преступления и наказания». А Наталье Селезневой досталась роль жены Фамусова из «Горе от ума». Впервые актеры не были супругами на экране.

В этом сериале актеры появились вместе всего в одной серии

Еще одно совместное появление Селезневой и Демьяненко — в сериале «Клубничка», одном из первых ситкомов отечественного производства.

И если у Александра одна из наиболее заметных ролей, то Наталья появляется лишь в двух сериях — в 40-й и 22-й. Она сыграла налогового инспектора Сюзанну Ивановну Цыпу, а Демьяненко — отца владелицы кафе «Клубничка». Вместе актеры играют в 22-й серии проекта, но общих сцен у них нет.

В этих проектах Селезнева и Демьяненко вместе со зрителями окунулись в ностальгию

В 1996 и 1997 годах Первый канал показал два очень успешных новогодних шоу «Старые песни о главном-2» и «Старые песни о главном-3».

Во второй части Демьяненко появился в образ пожилого Шурика из «Кавказской пленницы», поэтому вместе с ним в эпизоде снялась Наталья Варлей. Наталье Селезневой досталась роль вовсе не из комедий Гайдая — она воплотила образ пани Катарины из советской телепередачи «Кабачок „13 стульев“».

В следующем новогоднем шоу Демьяненко и Селезнева сыграли своих же персонажей из комедии «Иван Васильевич меняет профессию». По сюжету все герои этого фильма вместе встречают Новый год, а Шурик вновь демонстрирует машину времени.

Бонус: как Демьяненко и Селезнева всех удивили  в середине 90-х

В 1994 году группа «Агата Кристи» удивила своих поклонников клипом на песню «Сказочная тайга». А удивительным было то, что в нем снялись актеры из «Ивана Васильевича»: Александр Демьяненко, Наталья Селезнева, Леонид Куравлев, Юрий Яковлев и Наталья Крачковская. Но как связаны группа «Агата Кристи» и советская киноклассика, подумаете вы?

Оказывается, когда музыканты репетировали песню «Сказочная тайга», то заметили, что она очень напоминает песню «Звенит январская вьюга» из «Ивана Васильевича». У группы сразу возникла идея, как сделать акцент на сходстве — снять клип с участием легендарных артистов.

«В клипе мы специально указали — памяти Леонида Гайдая. Когда мы играли ее в студии, мы сознательно решили приблизить ее к звучанию „Теряют Люди Друг Друга“ из нашей любимой комедии. У нас и рабочее название песни было «Иван Васильевич»…Хороший клип получился, грустный, ностальгический. Посвящение памяти Леонида Гайдая — отнюдь не рекламный или коммерческий ход. Мы все выросли на его фильмах», — вспоминали музыканты.

По сюжету клипа актеры из «Ивана Васильевича» собираются в кинозале и смотрят фильм. Свой хит «Сказочная тайга» музыканты нередко называли «эстетской шуткой».

А вам какие фильмы с участием Селезневой и Демьяненко нравятся больше всего?

Оцените статью
Не только «Операция Ы». Еще 8 фильмов, где Селезнева и Демьяненко играли вместе
«Девушка без адреса» — что в этом фильме самое интересное?