Неблагонадежный гений, работавший на износ: линии жизни Иннокентия Смоктуновского

Судьба подготовила этому талантливому человеку немало испытаний. Иннокентий Смоктуновский прошел Великую Отечественную войну, во время которой попал в плен и чудом выжил, после чего стал «неблагонадежным». Не принято тогда было доверять людям, которые из плена живыми вернулись.

Иннокентий Михайлович получил список городов, в которых ему разрешалось проживать, и покинул столицу, отправившись на север – в город Норильск. Там его подвело здоровье — из-за холодов и недоедания актер подхватил цингу и вынужден был уехать оттуда. Вскоре, правда, ему разрешили вернуться в Москву, где Смоктуновский устроился в Театр имени Ленинского комсомола. Но только внештатно – не хотели опять же связываться с неблагонадежным.

Интересно, что руководство театра искренне считало его посредственным актером, и уж точно без особых талантов. Несколько лет он мотался из театра в театр, от отчаяния порой думал сменить профессию – может и, правда, нет у него таланта?

Хорошо отнеслись к актеру только в ленинградском Большом драматическом театре, доверив роль князя Льва Мышкина в постановке по Достоевскому. Это было редкой удачей и 100-процентным попаданием в образ.

Мышкин в исполнении Смоктуновского стал эталонным. Актер на сцене всякий раз проживал роль, потому как не умел играть автоматически. Позже Иннокентий Михайлович признался, что, если бы продолжил играть эту роль, то потерял бы все здоровье, потому что сил она забирала, душевных и физических, огромное количество. Его игра, как писали критики, это интеллектуальная игра души», которая доступна очень немногим актерам.

В середине 1950-х годов Смоктуновский начинает сниматься в кино, о нем узнает страна. Самыми яркими ролями в первые полтора десятилетия стали Фарбер в «Солдатах» (1956), Муромцев в «Шторме» (1957), Куликов в «Девяти днях одного года» (1961), Моцарт в телевизионной постановке «Моцарт и Сальери» (1962), Гамлет в одноименном фильме Григория Козинцева 1964 году, Деточкин в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» и другие. Всего несколько лет – целая палитра образов.

По мнению критиков, актер уверенно смотрелся в любой роли, однако Мышкин и Гамлет в его исполнении – гениальны.

В эти годы Смоктуновский уже был женат вторым браком, он с супругой Суламифью Кушнир воспитывал двоих детей – дочь Марию и сына Филиппа. Супруга во всем поддерживала мужа.

Поддержка ему была всегда необходима, потому что работал Иннокентий Михайлович очень много. К тому же приходилось помогать взрослому сыну, который пристрастился к вредным привычкам. Когда Филипп развелся, то отец вынужден был помогать ему, внучке и ее матери.

Эта ситуация сильно отравляла душу актеру. В начале 1994 году Иннокентий Смоктуновский стал жаловаться на неважное самочувствие, чуть позже у него диагностировали микроинфаркт.

Несмотря на предостережения врачей, Иннокентий Михайлович продолжил работать, надеялся, что его сердце больше не подведет. В семье советовали актеру не торопиться и пройти курс реабилитации, но Смоктуновский отказался это делать.

Во время работы над фильмом «Вино из одуванчиков» актеру стало плохо. Его срочно госпитализировали, после чего, опять же по настоянию врачей, он отправился в санаторий.

Там он набирался сил в компании своего друга и коллеги Армена Джигарханяна. Утром 3 августа 1994 года в возрасте 69 лет Смоктуновский покинул этот мир – не выдержало сердце. Свою последнюю роль – полковника Фрилея он так и не успел озвучить. Это за него сделал Сергей Безруков.

Источник

Оцените статью
Неблагонадежный гений, работавший на износ: линии жизни Иннокентия Смоктуновского
Вот отчего двум весёлым бардам – Высоцкому и Ножкину, начальство мешало играть в кино, ну а Визбора, наоборот, приветствовало