Недописанный «Дубровский» в советском кино: «Здесь барство дикое, без чувства, без закона»

Перед тем, как в начале октября 1832 года Александр Сергеевич выехал в Петербург, его московский друг Павел Нащокин сделал ему неожиданный подарок — сюжет романа.

Это была реальная история обедневшего белорусского помещика Островского, которого теснил и унижал богатый и нахрапистый сосед. Оставшись с одними дворовыми, отчаявшийся дворянин стал грабить сперва подьячих (чиновников), а затем и других.

Пока Пушкин ехал из Москвы в Санкт-Петербург, он, заинтересовавшийся рассказом, обдумывал сюжет нового романа и уже 21 октября плотно начинает работать над рукописью. Восемь глав «Дубровского» он пишет менее, чем за месяц.

Примерно тогда же в руки Александра Сергеевича попадает подлинное судебное дело, возникшее между подполковником Крюковым и поручиком Муратовым и рассмотренное осенью 1832 года в Козловском уездном суде.

Во вторую главу романа он включает полностью, безо всяких переделок и только с заменой фамилий, копию решения уездного суда, «полагая, что всякому приятно будет увидать один из способов, коими на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право».

Фамилию Островский Пушкин впоследствии заменил на Дубровский. Литературоведы считают, что она была подсказана ему псковскими преданиями о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших сопротивление присланным на усмирение солдатам и заявивших, что будут «бить помещиков» по приказу барина.

В конце ноября все того же 1832-го работу над романом автор прерывает, заинтересовавшись случайным рассказом о крестнике императрицы Елизаветы Петровны, оказавшемся в плену у Пугачева. Александр Сергеевич увлекся историей бунта, и это стало началом масштабной работы над «Капитанской дочкой».

Однако параллельно, с 14 декабря 1832-го по 6 февраля 1833-го, Пушкин дописывает еще 11 глав «Дубровского». Найденные в черновиках поэта наброски еще одной части дают основание полагать, что историю ждал другой финал. Но…

В нынешние времена «Дубровского» проходят в 6 классе общеобразовательной школы.

Что могут вынести для себя из взрослого романа, в котором Александр Сергеевич переплел жизни трех миров крепостнической России — крестьян, чиновников-казнокрадов и «барство дикое, без чувства, без закона», — ученики, не владеющие знаниями по истории государства, большой вопрос.

Захотят ли они, повзрослев, вернуться к прочтению этой истории?

Оцените статью
Недописанный «Дубровский» в советском кино: «Здесь барство дикое, без чувства, без закона»
6 скрытых деталей фильма «Жестокий романс», о которых мало кто знает