Недовольство Говорухина и помощь Горбачева: как создавали главный символ перемен – фильм «Асса»

В фильме Сергея Соловьева «Асса» заложено столько смыслов. Если спросить зрителей, о чем он, каждый даст свой ответ. Но, это кино, прежде всего, о грядущих переменах, которых так ждали в обществе во второй половине 80-х годов.

Здесь есть заснеженные пальмы Ялты, рок-музыканты Ленинграда, император Павел I в последний день своей жизни, и во главе сюжета – противостояние вокруг девушки Алики двух мужчин из разных миров – опытного вора Крымова в исполнении Станислава Говорухина и живущего в своих мечтах парня Бананана, которого сыграл представитель андеграунда Сергей Бугаев «Африка».

Фильм «Асса» очень отличается от привычного кино 80-х годов. Сергей Александрович Соловьев многое в этом фильме открывал для себя вместе со зрителем.

Как-то его знакомый Борис Гребенщиков принес ему записи полуподпольных рок-групп для создания саундтрека к фильму.

И тогда Соловьев узнал, что есть такой музыкант Виктор Цой, который работает в ленинградской кочегарке и поет непривичные для советского времени песни.

В отличие от своих предыдущих фильмов Сергей Соловьев решил заложить в «Ассу» несколько сюжетных линий, чтобы сделать ее более зрелищной.

Получился гармоничный микс из исторического сюжета, криминальной драмы, любовной истории на фоне шагающего к своему завершению советскому проекту.

Сценарий написал знакомый режиссера Сергей Ливнев. Соловьев генерировал идеи, а сценарист облекал их в конкретную форму.

Ливнев в те годы был женат на Алике Смеховой, поэтому главной героине фильма досталось это имя. Ее сыграла супруга Сергея Александровича Татьяна Друбич.

Станислав Говорухин очень редко снимался в кино, предпочитая занимать режиссерское кресло.

И сыграть Крымова он поначалу отказался. Но режиссер проявил настойчивость, и тогда Станислав Сергеевич понял, что проще согласиться, чем все время искать отговорки.

На съемках Говорухин не раз говорил, что не понимает, что хотят сказать своим поведением и творчеством рок-музыканты. Собственно, поведение его героя в отношении андеграунда вполне искренне.

Вспомните, сцену в троллейбусе, когда Крымов спрашивает Бананана по поводу серьги в ухе. Этот удивленный вопрос интересовал не только Крымова, но и Говорухина.

Говорухин знал наизусть отрывки из «Онегина», и Соловьев попросил его прочитать их в фильме, тем самым показав, что Крымов – не просто бандит, а интеллектуал.

Сначала предполагалось, что главной музыкальной темой фильма станет композиция ансамбля «Веселые ребята» «Здравствуй, мальчик Бананан!», сочиненная Владимиром Матецким. Собственно, сам фильм повторял название композиции.

Однако беседы с Борисом Гребенщиковым изменили расклад в голове Соловьева – он вывел на первое место песни группы «Аквариум», а также авторскую музыку композитора, сочиненную специально для фильма «Асса».

Кульминацией музыкального сопровождения стала песня Виктора Цоя «Хочу перемен!», ставшая хитом после премьеры.

С Бугаевым Соловьев познакомился у него дома, если это помещение так можно назвать. На самом деле, это была комната, заваленная концептуально разложенным по местам хламом.

Кстати, как жил Бугаев – можно увидеть в самом фильме, потому что режиссер распорядился в Ялте оборудовать точно такое же жилье для главного героя.

Именно Сергей Бугаев придумал название для фильма. «Асса»? – удивился Соловьев.

«А что тут такого? Красивое название, — сказал в ответ Бугаев. – Если нужно пояснение, то, например, Автор Соловьев Сергей Александрович». И тогда режиссер неожиданно согласился.

Виктора Цоя в фильм Сергей Соловьев брать не хотел, но Бугаев сказал, что не будет сниматься без него. Решающим аргументом стала песня «Хочу перемен!», которая прекрасно вписалась в концепцию фильма.

Заснеженная Ялта, запечатленная для фильма осенью 1986 года, подарила «Ассе» особое настроение. Главные герои фильма – Крымов и Алика жили в 301 и 302 номерах гостиницы «Ореанда».

Поначалу в гостинице не хотели принимать съемочную группу, и тогда Соловьев позвонил в Кремль, заручившись поддержкой самого Михаила Сергеевича Горбачева.

В фильме роль ненастоящего военного летчика Бабакина сыграл набиравший тогда популярность Александр Баширов, конфликтовавшего с ним уважаемого криминального авторитета – каскадер и будущий продюсер «Бригады» Александр Иншаков, а императора Александра I- совсем молодой Александр Домогаров.

Фильм «Асса» стал одним из символов эпохи перемен, в июне он снова выходит в прокат в российских кинотеатрах.

Оцените статью
Недовольство Говорухина и помощь Горбачева: как создавали главный символ перемен – фильм «Асса»
Ян Цапник: почему актёра путали с Маратом Башаровым и как он принял будущую жену за японку