И что удивительно, режиссёр с таким богатым кинематографическим списком в жизни был скромен, не выпячивался, оставался в тени. Но, с другой стороны, это и хорошо. Ибо он ни в каких скандалах не был замечен, никакого шлейфа сплетен не тянул за собой.
Кто-то даже окрестил его «негромким чемпионом» нашего кино. И за то, что он получил огромное количество призов за свои картины картины, и за то, что не говорил об этом на всех углах.
Виталий Мельников по количеству снятых картин уступает разве что Валерию Ускову и Владимиру Краснопольскому, другим великим долгожителям нашего кино. После его ухода, они пожалуй остались теперь у нас самыми маститыми.
Были в нашем кино режиссёры, работавшие в кино долго и снявшие не меньше фильмов, чем Виталий Вячеславович: Кира Муратова, Станислав Говорухин, Владимир Басов, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия. Это были режиссёры со своим узнаваемым почерком. Виталий Мельников, как и вышеозначенные творцы, сумел придумать своё кино. Его киноработы трудно спутать с другими.
Он ни под кого не подделывался. У него была своя особая манера кинорассказа. Его стиль — наблюдательность с гротеском, печаль. сплетённая с радостью, чувствительность с рефлексивным анализом. Можно много ещё добавить подобных словесных связок.
Фильмы Мельникова трудно приписать к какому-либо жанру. То ли это комедии с элементами драмы, то ли это драмы с элементами комедии. Поэтому смотреть фильмы Мельникова так интересно.
И ещё он очень хорошо знал русский народ и чувствовал внутренний мир своих героев. Отсюда наверно он так тонко и изысканно показал нам пьесы А. Вампилова, высек и переложил на экран тайны загадочного иркутского гения, показал мир вампиловских нетривиальных героев.
Но и в экранизации классики Виталий Мельников был необычен и хорош.
А какое количество известных актёров снялись у Мельникова: Олег Ефремов, Михаил Кононов, Николай Бурляев, Евгений Евстигнеев, Евгений Леонов, Светлана Крючкова, Людмила Зайцева. Они сыграли у Виталия Вячеславовича свои лучшие роли в кино. Мельникова-режиссёра актёры любили и редко ему отказывали. Он умел подобрать ключи к любому актёрскому сердцу.
Все, кто с ним работали, вспоминали о доброжелательной обстановке, которую он умел создать на съёмочной площадке, рождавшую раскованность, лёгкость и импровизацию.
Даже сложный Олег Даль, страшно обидевшийся, что Мельников не позвал его первым на роль Зилова, а позвал уже когда горел с главной ролью, позже говорил, что работать было с ним невероятно интересно. Даль бы и дальше снимался у него, но, увы, через год после съёмок фильма оставил этот мир.
А какой пантеон женских образов явил нам режиссёр. Сколько мадонн из народа в незатейливых нарядах запечатлел он: Л. Овчинникова — маляр с мастерком в руках, колхозница-птичница Л. Зайцева, ждущая ребёнка А. Мещерякова, С. Крючкова в роли Агафьи Тихоновны. Последняя вспоминала, что Мельников придумал ей такой образ в «Женитьбе», что оператор Ю. Векслер тут же влюбился в Крючкову, лишь только увидел её в глазок камеры.
Об актёрах, снявшихся в его фильмах, о мельниковской режиссуре можно писать целые тома исследований. Это бездонная тема.
Откуда черпался талант Виталия Мельникова? Наверно из народных недр. Он родился на Дальнем Востоке в Приамурье, детство прошло в деревне на Иртыше. И он не расплескал то, что получил из этих недр, сумел пронести это и через интеллигентскую перековку ВГИКа, через непростые круги ленфильмовской жизни.
Его народная самобытность не растворилась, а наоборот достигла ещё большей естественности и цельности в будущем. Его внутренний мир и чувствование русской души отразилось сполна в его киноработах.
Через сорок дней великому режиссёру исполнилось бы 94 года. Дай Бог каждому столько прожить. Его фильмы и сейчас актуальны. Их можно смотреть и в наше время, открывая новые грани и смыслы. Его фильмы — письма будущим поколениям. То, что он старался рассказать миру о своём времени — непременно ещё отразится в будущем.