Неизвестная страница жизни Ролана Быкова: тайная связь с председателем КГБ и роль Андропова в судьбе фильма «Чучело»

На первый взгляд даже трудно представить, что может быть общего у знаменитого актёра и режиссёра Ролана Быкова с председателем КГБ, а в последующем руководителем страны Юрием Андроповым. Они не только из разных поколений, но даже из разных миров. И, тем не менее, существуют определённые доказательства существования их личной связи, а также доброжелательных и доверительных отношений.

Первым знаком такой связи было поздравление Андропова, которое Быков получил в 1979 году на свой 50-летний юбилей. Известно, что к собственноручно подписанному поздравлению прилагался ценный подарок, о котором позже Быков никому не рассказывал.

Когда ведущий на банкете, организованном в честь его юбилея, и на котором присутствовало более сотни гостей, зачитал поздравление Андропова, многие изумились. И лишь сам юбиляр спокойно и без удивления выслушал вполне обычное поздравление с набором традиционных фраз.

В то время Андропов занимал пост председателя КГБ, и в его обязанности точно не входило поздравлять актёров. Более того, позже выяснилось, что это был единственный случай, когда Юрий Андропов, занимая пост главного чекиста, официально поздравил с днём рождения советского актёра.

Но самый яркий аргумент в пользу существования поддержки Ролана Быкова Юрием Андроповым связан с продвижением фильма «Чучело».

Многим известно, что фильм рождался в муках и не один год. Ролан Антонович впервые заговорил о желании снять подобный фильм ещё в начале 70-х годов, почти сразу после премьеры картины «Внимание черепаха».

В 70-х годах в одной из передач «Кинопанорамы» он рассказал, что очень хочет снять фильм о школьных проблемах и подростковой жестокости. Быков добавил, что в детстве и сам подвергался травле в школе. Но что было для него ещё больнее – его сын Павел тоже стал жертвой жестокости одноклассников. И им даже пришлось сменить школу. А такой фильм мог бы показать всем, и в первую очередь самим обидчикам, как непристойно они выглядят со стороны.

В 1978 году он сам написал сценарий к такому фильму, но редакционный отдел его отклонил. Придрались не только к теме, но и к другим техническим огрехам, которые в сценарии были на самом деле.

Ролан Антонович забрал его на доработку, хотя уже понимал, что такой фильм вряд ли ему дадут снять. Но, тем не менее, продолжил работу над сценарием и над теми замечаниями, которые были изложены редакторами.

Сюжет фильма был о непростых отношениях восьмиклассника со своими сверстниками, которые стали травить его только за то, что однажды он отказался участвовать в акции, которая была направлена недовольными школьниками против одного из учителей. За отказ участвовать в этом одноклассники его посчитали предателем и перевели свой подростковый гнев с учителя на несчастного парня.

Сценарий был написан со знанием темы и нюансов. Складывалась впечатление, что это была личная история самого автора. Но в 1981 году Елена Санаева увидела в руках у сына книжку на подобную тему. И предложила её прочесть Ролану. Быков прочитал её за одну ночь и сразу бросил свой старый сценарий, чтобы начать писать новый. Это была повесть Владимира Железникова «Чучело» о девочке-изгое, которая взяла на себя чужую вину и стала жертвой травли одноклассников. История писателя Быкову показалось более драматичной и яркой.

Сам Железняков тоже принял активное участие в создании сценария. Тем более что опыт сценарной работу у него уже был («Чудак из пятого «Б» и др.).

Когда новый сценарий был готов, его тоже отклонили на стадии редакционного отдела «Мосфильма». И опять не понравилась тема. Мол, такой фильм будет пасквилем на советскую школу.

Короче, сценарий долго не хотели утверждать, пока в историю не вмешался главный особист киностудии, который «настоятельно порекомендовал» этот сценарий и фильм утвердить.

Это случилось когда Юрий Андропов уже имел значительный политический вес и готовился занять кресло генсека. Поэтому куратор госбезопасности на «Мосфильме» котировался даже повыше, чем секретарь парткома. Директор не мог не прислушаться к такой «рекомендации» и включил фильм Быкова в план киностудии.

К тому же он знал, что особист действовал не по собственной инициативе. Все понимали, что тому поступила команда сверху.

Когда фильм бы готов, он опять подвергся жёсткой критике, но картину всё-таки выпустили на экраны. Правда, в очень ограниченном прокате. Это взбесило Быкова, и говорят, что он напрямую связался с Андроповым. В то время тот уже тяжело болел и руководил страной из больничной палаты. Поэтому связаться с ним было непросто. Но получается, что у Быкова такая возможность была.

Почти сразу в «Госкино» пришёл приказ сверху: не только организовать широкий прокат киноленты, но и обеспечить условия, чтобы его могли посмотреть как можно больше советских школьников. Сегодня известно, что во многих советских городах на этот фильм водили ребят целыми классами, иногда в урочное время.

История с фильмом «Чучело» продемонстрировала всем киночиновникам, что с Быковым лучше не связываться. С одной стороны, это во многом развязало ему руки, но с другой стороны, друзья и коллеги стали относиться к нему с опаской.

Я попытался разобраться, когда и как появилась такая странная дружба артиста и высокопоставленного чиновника? И сравнив биографии Быкова и Андропова, выяснил, что они лично пересекались только однажды — в 1968 году на съёмках фильма «Мёртвый сезон».

Этот фильм был инициирован руководством КГБ как раз в то время, когда Андропов возглавил комитет. Юрий Владимирович лично курировал съёмки и, конечно же, общался с исполнителями главных ролей, в числе которых был и Быков.

В начале нулевых годов актёр Донатас Банионис в интервью рассказал, что на съёмках этого фильма он познакомился не только с прототипом своего героя — бывшим разведчиком Кононом Молодым, но и с председателем КГБ Юрием Андроповым. Литовский актёр имел с ним продолжительную беседу и отозвался об Андропове как о высокообразованном человеке, с которым было приятно общаться. Кстати, уже после смерти Баниониса это интервью стало основанием для громкого расследования в Литве его якобы сотрудничества с КГБ.

И вот тут, с моей точки зрения, всё становится понятным. Наверняка, и с Быковым у Андропова была подобная беседа. И, скорее всего, они тоже симпатизировали друг другу (кто хоть раз общался с Роланом Быковым, знает, что по другом и не могло быть). И наверняка Андропов оставил актёру на всякий случай какой-то способ связи, потому что в те годы он был если не вторым, то точно уже третьим человеком в СССР и мог решить практически любой вопрос.

И, судя по всему, в начале восьмидесятых годов Ролан Быков этой связью воспользовался. А что думаете по этому поводу вы?

Оцените статью
Неизвестная страница жизни Ролана Быкова: тайная связь с председателем КГБ и роль Андропова в судьбе фильма «Чучело»
Советский неглянец: 5 интересных фотографий знаменитостей СССР