Интересно, но такого феноменального результата не ожидал ни кто. Фильм снимался тяжело, на съемочной площадке постоянно возникали конфликты.
Исполнитель главной роли Михаил Боярский вначале не оправдывал надежд, а Маргарита Терехова постоянно вступала в перепалку с режиссером… А теперь обо всем по порядку.
Режиссер Ян Фрид любил и умел снимать музыкальные комедии. Достаточно сказать, что он стал автором таких шедевров как «Благочестивая Марта», «Сильва», «Летучая мышь» и многих других.
А в своем новом фильме «Собака на сене» он сам выступил сценаристом, сделав короче известную пьесу Лопе де Вега, по которой и снимался фильм.
Сьемки начались в 1977 году на Крымском полуострове недалеко от Ялты в Ливадийском дворце. Интересно, но даже во время съемок экскурсии не прекращались. Поэтому иногда экскурсанты становились невольными зрителями и даже участниками массовки.
Вначале на роль молодого Теодоро претендовали Олег Даль и Олег Янковский. Но после долгих раздумий режиссер решил попробовать в этой роли молодого актера из Ленинграда Михаила Боярского.
Хотя до этого тот был уже утвержден на роль маркиза Рекардо (которого потом сыграл Караченцов). Поначалу Боярский чувствовал себя неуютно в окружении таких именитых актеров, поэтому не смог показать того результата, которого от него ожидали.
Для своего героя он был слишком стеснительным и зажатым и дело уже шло к тому, что Боярского хотели вообще снять с этой роли, но ему на помощь пришла Маргарита Терехова. Она настояла на том, чтобы актер получил еще один шанс раскрыться.
И в конечном итоге актрисе оказалась полностью права – Михаил Боярский просто блестяще воплотил образ своего героя на экране.
Он выглядел настолько убедительным в роли Теодоро, что режиссер Юнгвальд-Хилькевич запомнил молодого и талантливого актера и потом пригласил его в свой новый фильм.
Что касается Маргариты Тереховой, то актриса до этого снялась у Тарковского в «Зеркале», поэтому была звездой. Она не только очень уверенно чувствовала себя на съемочной площадке, но и иногда даже позволяла себе вступать в спор с Яном Фридом.
Актрисе казалось, что образ ее героини выписан недостаточно глубоко и в нем не хватает драматизма. Поэтому она постоянно хотела вносить свои правки.
Первоначально режиссер хотел, чтобы главный герой (Теодоро), был не романтиком, а комическим персонажем и актеры долго переубеждали режиссера. Вот что впоследствии вспоминала Маргарита Терехова:
«С «Собакой на сене», я считаю, просто случилось чудо. Она родилась на нашем антагонизме, у нас же была буквально война… И Ян Борисович смирился. И наши предложения стали приниматься, мы даже выстроили мизансцену самого решающего эпизода, в котором объясняются Диана и Теодоро».
А Михаил Боярский говорил:
«Терехова на площадке всегда была фурией. Могла из-за пустяка сорвать съемки: «Если этот куст будет видно в кадре, то я в кадр входить не буду». Иногда Фрид с ней спорил довольно энергично. Однако с женщинами спорить бесполезно, тем более, если эта женщина – Терехова.
После продолжительного «диалога» Фрид и Терехова расходились по углам и минут сорок не разговаривали. Но холодная война длилась недолго. Вскоре они могли тихо и мирно сидеть за одним столом и ужинать, говорить друг другу комплименты. Но как только съемки возобновлялись, все повторялось сначала».
Во время съемок на съемочной площадке разыгрывались бурные страсти. По мнению режиссера Терехова часто переигрывает и та сцена, где ее героиня бьет Теодоро по лицу, должна быть сыграна очень легко, практически не касаясь.
Но актриса уверяла, что в этом случае эта сцена не будет вызывать доверия у зрителей. И так ударила Боярского по лицу, что у того носом пошла кровь, а на глазах появились слезы. Спустя много лет актер признавался:
«Я себя чувствовал, как побитая собака. И именно после этого мы стали с ней на ты».
Многие места, где велись съемки, существуют и в настоящее время.. Но вот скамейка, на которой герой Боярского писал письмо – пропала. Не найти теперь и фонтана, где герои фильма занимались выяснением отношений.
Советский зритель увидел картину в первый день 1978 года. Прошло 40 лет, но количество поклонников этой музыкальной комедии только становится больше.
Хотя есть люди, которые критикуют картину: они утверждают, что режиссер слишком далеко ушел от исторической правды. А костюмы, в которых ходят герои не соответствуют Испании XVII века…