«Нейлон 100%» — ужасный фильм, снятый по отличной повести

Владимир Басов – талантливый режиссёр, но комедия «Нейлон 100%» (1973) – это его очевидный провал, хотя, казалось бы, имелись все ингредиенты, сулящие успех – отличный актёрский состав, Мосфильмовская база, участие самого автора повести «Нейлоновая шубка» (1962) в написании киносценария. Но даже звёзды не спасают от творческих неудач.

Ни остроумный текст Самуила Шатрова, ни игра таких корифеев, как Рина Зелёная, Евгений Евстигнеев, Римма Маркова, Владимир Этуш, Леонид Куравлёв, etc-etc, ни режиссура Владимира Басова не сделали фильм даже средненьким. Он уныл, несмотря на едкую сатиру, вял и как-то изумляюще бездарен.

Это писали и – говорили уже тогда, в 1970-х. Фильм быстро забыли – благо, в те годы снималось очень много удачных лент. Потому-то «Нейлон 100%» сделался более-менее известным только …после того, как его выложили в сети Интернет. Тогда же возник интерес к первоисточнику – ироничному повествованию в духе Оттепельной сатиры.

К слову, она хорошо читается и поныне: «Накануне отъезда в Москву профессор Мотовилин купил жене шубку. Нейлоновую шубку цвета лунного серебра. Продавец зарубежного универмага сказал профессору, заворачивая покупку: — Мосье! Ваша дама получит дивный подарок. Это поистине синтетическая вещь!

Элегантные формы и линии манто сочетаются с нежнейшим цветом… Спустя шесть часов профессор был уже в Москве. Он вручил подарок жене. Увы! Первая примерка не принесла радости. Лунное серебро висело на миниатюрной Нине Михайловне, словно маскировочный балахон на огородном чучеле»*. Тогда было решено отнести вещь в комиссионку.

Есть нюанс! Книга писалась в самом начале 1960-х, когда синтетика была в моде и на неё возлагались большие надежды. Отсюда фраза «поистине синтетическая вещь», то есть созданная по современным технологиям. Тогда само словечко «синтетика» означало нечто свежее и новое, как кибернетика и космос. Носить нейлон — это приобщаться к светлому будущему и химической футуро-мечте.

К 1970-м восторги значительно поутихли, хотя, в журналах мод, в том числе западных, было много красивых моделей, пошитых из синтетического меха. Это была особенность советских экранизаций – часто брали текст, написанный в 1950-1960-х и переносили его в реалии 1970-х, без учёта изменений в психологии, в том числе и потребительской.

К 1973 году, когда фильм вышел на экраны, многие смыслы той книги устарели, включая главный – ценность нейлона в глазах населения, даже среди молодёжи, которая интересуется всеми новинками. Пик увлечения химволокном прошёл. Женщины мечтали о натуральных мехах, а к искусственной лисе относились скептически.

Итак, о чём речь? О приключениях шубки, переходящей от владельца — к владельцу. Перед нами проходит целый ряд персонажей. Например, дантист-надомник Евгений Андрианович (Евгений Евстигнеев), получивший для своей дочки «отмазку» от распределения, но всё – впустую. Несносная девчонка, влюбившись и выйдя замуж за однокурсника, уезжает в романтические дали.

Далее – «труженик индивидуальных теплиц и огородов», как он значится в киносценарии (Владимир Этуш, как и в роли товарища Саахова изображающий кавказский акцент), дочь Генриетта (внезапно Наталья Крачковская) и жених дочери (Леонид Каневский). Нам показывают, что частник кормит население лучше, чем госсектор, у которого овощебазы и транспорт.

Или – преуспевающий адвокат Киреев (Владимир Басов), когда-то сдуру женившийся на молодой и роскошной диве Инге (Валентина Титова), которая теперь бродит по квартире, ноет и проедает адвокату плешь. А, потом, обидевшись на то, что юрист не хочет и не может одарять её благами, эффектно уходит из дома.

Да, после этого адвокат радостно танцует по квартире, потом закономерно начинает страдать, и его фифа возвращается. В конечном итоге шуба, прогулявшись по рукам, попадает к коневоду, точнее – к его жене. Правда, пострадав на пожаре, вещь становится бесполезной, и из неё делают попону для коня.

И в финальной сцене тот профессор (Евгений Весник), что привёз «нейлон 100 процентов» из Парижа, видит коня на ипподроме и спрашивает: «Неужели это…?» Допускаю, что Владимир Басов не умел снимать комедии. Если бы за эту фабулу тогда или несколько раньше взялся Леонид Гайдай, получилось бы прекрасно.

Это – совершенно гайдаевский сюжет. Но – увы. Самое ужасное, что они там беспрестанно поют, а музыка — не то, чтоб посредственная, а — никакая. Если бы они просто говорили, фильм смотрелся бы чуть пристойнее. Зато в этой лютейшей кино_халтуре можно увидеть моду тех лет – в частности, парики.

Героиня Титовой их аж три штуки сменила в продолжение своей роли. Одежда, привычки, цвет обоев, автомобили. Далее мы наблюдаем, как интерес к минималистическому дизайну сменяется ретро-темой и всякой «мягкой мебелью». В общем, небезынтересный фон при полном убожестве основной темы…

Да, я тут нашла ряд блогов, где пишут, что «Нейлон 100%» входит в топ-10 самых отвратительных советских фильмов. Серьёзно? Вы просто не видели, например, творений Узбекфильма о перевыполнении плана или эстонского серого ужаса про село XIX столетия, которое, если бы не сюртуки господ из центра, смотрелось, как нечто из языческой праистории. Так что не самый ужас.

Оцените статью
«Нейлон 100%» — ужасный фильм, снятый по отличной повести
«Облако-рай» — один из последних шедевров советского кино