Я бы не удивился подобному сюжету фильма в наше время, но для начала 50-х годов подобная фабула показалась мне фантастической.
Режиссёр
Ленту снял легендарный Всеволод Пудовкин. Он был на все руки мастер. Его кинокарьера началась в начале 20-х.
Сначала он стал актёром и за четверть века снялся в 20 фильмах. Одновременно со съёмками в кино ему удавалось писать сценарии, а также снимать фильмы в качестве режиссёра. Не только игровые, но и документальные. А ещё ему трижды вручалась Сталинская премия.
К сожалению, фильм «Возвращение Василия Бортникова» стал его последней работой в кино. В марте 1953 года состоялась премьера, а спустя всего три месяца Всеволод Пудовкин умер.
Сюжет
Завязку сюжета я вам расскажу, остальное смотрите сами.
Василий Бортников (Сергей Лукьянов) получил серьёзное ранение на фронте и потерял память. Неожиданный поворот сюжета для 1953 года! Память вернулась спустя пять лет, а ещё какое-то время ушло на реабилитацию. Он не мог ходить. Своей жене Василий всё это время не писал.
Колхоз его за время войны из передовых превратился в отстающие. Стал тогда Василий Кузьмич Бортников работать председателем колхоза.
Фильм и книга
Картина поставлена по роману Г. Николаевой «Жатва«.
Я стараюсь никогда не сравнивать художественное произведение с его экранизацией, но в данном случае, не удержался. Однако прочитал только начало романа. Увидел серьёзные различия, хотя в рецензии в газете «Вечерняя Москва» от 27 марта 1953 года Мих. Белявский написал:
Содержание его целиком соответствует содержанию романа, развивается в той же последовательности. Сохранены сюжетная основа романа, образы главных героев, — всё это широко известно читателям и не требует изложения.
Однако мне различия в завязке сюжета между романом и фильмом показались существенными.
1. По фильму Василий Бортников теряет память после ранения и находится в таком состоянии ПЯТЬ лет. В романе он получает серьёзное ранение в голову и находится в госпитале ДВА года. О потере памяти речь не идёт.
2. По фильму герой еще какой-то срок лежит без движения уже после возвращения памяти, а в романе ему в Батуми делает операцию местный хирург, и после неё он идёт на поправку.
3. В романе его жена получает похоронку, а в фильме — нет.
Про любовь или про колхозные дела
В подобных фильмах часто превалирует какая-то одна тема. Либо лирическая линия, либо колхозно-производственная.
Например, в вышедшем немного позднее фильме «Дело было в Пенькове» на первый план явно выходит лирическая составляющая.
В картине «Возвращение Василия Бортникова» получился некий компромиссный вариант. В меру и того и другого.
А что же главное
Мне показалось, что главной мыслью авторов стал оптимизм. Все проблемы, поставленные в фильме, были успешно решены. Как личные, так и общественные.
Короче говоря:
Жить стало лучше, жить стало веселее!
Секретарь райкома партии в этом фильме почти идеальный человек, всей душой радеющий за общее дело.
Василию Бортникову удалось справиться с собственным сложным характером и решить как проблемы колхоза, так и свои личные проблемы.
Несознательная колхозница Фроська Блинова (Инна Макарова) становится передовой трактористкой болеющей за общее дело.
Казалось бы неразрешимая проблема с постоянной поломкой тракторов тоже была решена, благодаря прибывшему в колхоз на работу молодому инженеру (Клара Лучко).
В фильме не уточняется, каким образом главные герои распутали ситуацию с наличием двух законных мужей у Авдотьи Тихоновны (Наталья Медведева), но надеюсь, что распутали.
Тема образования колхозников
Необходимость получения дополнительного образования колхозниками возникает во многих фильмах тех лет. Не обошлось без этой темы и в «Возвращении Василия Бортникова«.
Сначала едет учиться Дуня, затем сам Василий Бортников. А потом ещё и бригадир Павел собирается учиться.
Что в итоге
Фильм цветной, но поначалу немного утомляли зимние пейзажи, однако стало гораздо веселее, когда сошёл снег.
Ещё на один интересный факт хотелось бы обратить ваше внимание. В роли комсорга снялся советский поэт Николай Добронравов, написавший совместно с Александрой Пахмутовой огромное количество известных и популярных песен.
А ещё мне показалось, что все три женские роли второго плана (Инна Макарова, Клара Лучко и Нонна Мордюкова) получились выразительнее чем образ главной героини (Наталья Медведева).
А вы знаете ещё какой-нибудь советский фильм 50-х годов, в котором один из главных героев теряет память?