«Необаятельно»: за что великий Тарковский критиковал Вуди Аллена и Стенли Кубрика

Перед началом работы над фильмом «Солярис» один из великих режиссером ХХ столетия Андрей Тарковский решил изучить картины своих зарубежных коллег на тему космоса. Он посмотрел ленту Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», которая вышла на экраны в 1968 году. Андрей Арсеньевич высказал ряд претензий после просмотра фильма.

Тарковскому не понравилось, что западные режиссеры, включая Кубрика, в своих научно-фантастических лентах рассказывают зрителю о будущем, считая, что их фильмы полны предвидений и предсказаний.

— Для специалистов этот фильм Кубрика – «липа» с элементами технической экзотики. Мне бы хотелось снять «Солярис» так, чтобы у зрителя не возникало ни ощущения «липы», ни технической экзотики, — делился своими мыслями Андрей Тарковский.

Кубрик и Тарковский снимали прямо противоположные фильмы: первый показывал взгляд с Земли в космос, второй — взгляд из космоса на Землю. При этом, если сам Тарковский был вполне доволен своим произведением, то Станислав Лем – автор романа, по которому был снят фильм, раскритиковал экранизацию. Ему не нравилось, что Андрей Арсеньевич снял фильм о человеке, о его чувствах и переживаниях.

— Тарковский снял фильм о том, что космос для человек – чужд и неприятен, а Земля – прекрасна, но я писал совсем о другом, — признавался писатель.

Досталось от Андрея Тарковского и ныне здравствующему и работающему режиссеру — 88-летнему Вуди Аллену, который снимает кино с 1966 года, и сегодня признан живым классиком мирового кино.

В 1979 году Тарковский посмотрел известный фильм Аллена «Манхэттен», который его совершенно не впечатлил.

— Ушел из зала после первой половины. Это зрелище нужно до безобразия, на экране – необаятельный актер, который хочет казаться неотразимым, — писал Тарковский.

Киноленту Вуди Аллена советский режиссер посмотрел в Италии, куда приехал на съемки фильма «Ностальгия». У Тарковского было собственное видение духовности в искусстве. Все, что не попадало под его критерии – критиковалось самым бескомпромиссным образом. Поэтому досталось фильму «Манхэттен».

Что ж, и Тарковский, и Кубрик, и Аллен – классики кино, каждый из которых имеет право на критику, в том числе и своих коллег.

Оцените статью
«Необаятельно»: за что великий Тарковский критиковал Вуди Аллена и Стенли Кубрика
«Ну, погоди!»: как изначально выглядели Волк и Заяц и чем закончилась история мультсериала