Неоценённая мелодрама, снятая между детективами о полковнике Зорине

Если бы этот сюжет экранизировали сегодня, то получился бы сериал на пару десятков серий: так много приключений выпало на долю героини.

Но режиссёр Анатолий Бобровский сумел вместить в полуторачасовую ленту массу событий, правда, итогом стала мелодрама, которая многим показалась сомнительной и неправдивой.

Любопытно, что фильм «Нюркина жизнь» (1972) вышел между двумя эпизодами милицейской трилогии о следователе Зорине, которые тоже снял Анатолий Бобровский.

В основе фильма — повесть Николая Евдокимова «Сказание о Нюрке — городской жительнице». Она вышла в журнале «Дружба народов» в 1970 году и почти тут же Николай Евдокимов сделал из неё сценарий. Писатель вновь взялся за излюбленную тему — изучение личности человека и мотивов его поступков.

Но если в предыдущей картине по его сценарию «Любовь Серафима Фролова» (1968) в центре был герой, то теперь внимание автора сосредоточилось на девушке. Нюра работает кондуктором, но работа ей не нравится. В Нюру влюблён скромный Степан, который отчаянно, но безуспешно за ней ухаживает.

А ещё у Нюры есть замечательный сосед по коммуналке Борис Гаврилович, который как-то предлагает отправиться в путешествие к морю, о котором Нюра давно мечтает.

По пути к морю Борис Гаврилович в небольшом городке во время стоянки поезда неожиданно встречает давнюю любовь и решает остаться.

По просьбе этой женщины, Веры Александровны, Нюра во время следующей стоянки навещает её сына Михаила Антоновича, командированного металлурга, и отчитывает его из-за невнимания к матери. Эта встреча меняет Нюру внутренне и, возвратившись домой, она всерьёз задумывается о собственной жизни.

Потом у неё случится внезапное и временное «удочерение» чужой новорождённой малышки, брак со Степаном, новая встреча с Михаилом Антоновичем, который устроит Нюру на местный металлургический завод и из-за которого она со Степаном всё же расстанется.

Ближе к финалу зрители наблюдают идиллическую картину: Нюра счастлива в браке с Михаилом Антоновичем и ждёт малыша, а мужчина наслаждается семейным счастьем и любимой работой. Но в последней части «Нюркиной жизни» случится резкий и неожиданный сюжетный поворот (смотрите сами, раскрывать его суть не буду).

Роль Нюрки получила молодая актриса театра «Современник» Тамара Дегтярёва. На тот момент её фильмография была скромной, да и «Нюркина жизнь» не стала прорывной.

Зато через несколько лет артистку пригласят в эпопею «Вечный зов» (1973-1983), где она сыграет Агату, жену Ивана, младшего из братьев Савельевых, и эта роль станет визитной карточкой Тамары Дегтярёвой.

В роли Михаила Антоновича снялся Олег Ефремов, безответно влюблённым Степаном стал Евгений Карельских.

А вот в роли соседа Бориса Гавриловича, которого настигла старая любовь, появился Всеволод Санаев, сыгравший у Анатолия Бобровского следователя Зорина (первый фильм трилогии «Возвращение “Святого Луки”» вышел за год до «Нюркиной жизни», а второй, «Чёрный принц», сразу за ней).

В образе его любимой женщины и матери Михаила Антоновича — Нина Сазонова.

Любопытно, что экранного сына, актёра Олега Ефремова, Нина Сазонова была старше всего на десять лет

и сейчас порой в отзывах пишут, что такой выбор исполнителей был странным.

В небольших ролях Нина Агапова, Раиса Куркина, Тамара Совчи, Валентина Березуцкая, Александр Январёв.

Отдельно отмечу интересное и крайне необычное появление Екатерины Васильевой в эпизоде буквально с парой реплик. В детективе «Возвращение “Святого Луки”» Екатерина Васильева сыграла богемную даму, сотрудницу антикварного магазина и подругу мужчин со сложным криминальным прошлым.

Здесь же Анатолий Бобровский доверил ей крошечную роль заводского токаря, которая ловко управляется с современным станком.

Снимали «Нюркину жизнь» в Череповце, в том числе на Череповецком металлургическом комбинате.

Съёмочная группа часто бывала в цехах, и рядовые работники завода с удовольствием помогали киношникам советами и снимались в массовых сценах. Олег Ефремов особенно тщательно готовился к роли, поскольку по сюжету он был металлургом опытным, знатоком дела.

Актёр часто приезжал на завод по собственной инициативе и наблюдал рабочими, чтобы потом сыграть героя правдиво, не фальшивить на экране и не разочаровывать зрителей непрофессионализмом.

Некоторые участники съёмок настолько сдружились с заводчанами, что вместе проводили время на рыбалке и охоте.

«Нюркина жизнь» была готова к выходу к концу 1972 года. Фильм встретили ровно, хотя киноведы не удержались от критики.

В числе претензий к картине были безжизненность некоторых экранных образов, слабая операторская работа и, главное, недостигнутая цель: по мнению специалистов, авторы фильма так и не показали, как же духовно выросла Нюра, как расцвела её нравственная красота.

Занятно, что работники Череповецкого металлургического комбината, столь активно принимавшие участие в создании ленты, не были едины во мнениях: часть сочла, что фильм, увы, получился проходным, другие говорили, что картина трогательная и сердечная.

Для Анатолия Бобровского фильм удачей не стал, всё-таки детективные и авантюрные истории удавались ему лучше. И, похоже, режиссёр это осознал и вернулся на проторенную дорогу, продолжив работать в русле динамичного и интригующего кино.

Оцените статью
Неоценённая мелодрама, снятая между детективами о полковнике Зорине
Как Леонид Гайдай выбирал актеров для фильма «За спичками»