Комедия про преступника в маске, которого никому не удается поймать, стала одной из лучших в истории французского кино. «Фантомас» был очень популярен и в СССР. Образ злодея появлялся в различных советских картинах, например, «Семь стариков и одна девушка». А некоторые режиссеры позаимствовали из «Фантомаса» кинематографические приемы и перенесли их в свои знаменитые работы, позже вошедшие в золотой фонд кино СССР. Но обо всем по порядку. В процессе просмотра фильма 1964 года (сегодня речь пойдет только о первой части) возникло несколько вопросов.
Итак, в самом начале нам показывают фальшивого лорда Гофри Шелтона, под маской которого Фантомас похитил драгоценности. Между прочим, менеджер назвал лорду цену в 7 миллионов 650 тысяч новых франков, но на чеке почему-то указана сумма в 5 с половиной миллионов.
Допускаю, что сотрудники «Ван Клиф» не знали, как выглядит лорд. Но сам-то Шелтон куда делся? Почему полиция после аферы не попыталась найти и арестовать настоящего лорда? Возможно, того убили, как и Бельтама, но нам об этом ничего не говорят, а маски лорда Шелтона в коллекции Фантомаса нет.
Да-да, я в курсе, что Фантомас сказал, мол «это лишь некоторые образцы». Но ведь логично же, что если бы бандит грохнул Шелтона и потом заявился под его личиной, режиссер должен был в первую очередь продемонстрировать нам маску именно Шелтона, а не каких-то неизвестных людей.
Не совсем понятно, кто такой Фантомас — «король преступного мира» вроде профессора Мориарти или же подпольный гений-изобретатель? Бандюган похитил Фандора а потом Жюва, чтобы использовать их мозги для создания существа, которое будет полностью подчиняться власти Фантомаса. Но далее эта линия никакого продолжения не получила. Что за существо? Как выглядит, из чего сделано, чем питается? Было бы интересно посмотреть.
Во время показа мод Фантомас усыпил всех полицейских, распылив в помещении газ. А сам почему не уснул?
Смысл операции с драгоценностями был в том, чтобы Фантомаса приняли за Фандора. Но единственным свидетелем оказался комиссар Жюв. Поднимая того на крюк, преступник серьезно рисковал. А вдруг пожилой человек бы не удержался и рухнул с огромной высоты? Жюва-то не жалко, но кто тогда подтвердит, что Фантомас — это журналист Фандор?
И вот Фантомас изготавливает маску комиссара Жюва и прибывает в казино. Все было подготовлено идеально, но уголовник забыл одно важное обстоятельство. Рост Жана Маре 182 сантиметра, а Луи де Фюнеса 164 сантиметра. Огромная разница! Посетители казино просто не могли не заметить, что настоящий комиссар на 20 сантиметров ниже поддельного. Если бы свидетелей было два — три, они конечно могли оплошать, тем более в состоянии шока из-за ограбления. Но в казино находилась толпа народу, и кто-то непременно обратил бы внимание на то, что Жюв намного ниже грабителя.
Совсем непонятно, как фальшивый Фантомас затесался в полицию, да еще и в костюме надзирателя, а потом угнал полицейскую машину. Одно дело придти с улицы, загримировавшись под лорда, и совершенно другое — КПЗ, режимное, учреждение.
Также я не понял, неужели во Франции любому журналисту-фотографу просто так дают вертолет на основании того, что «похитили ее жениха»? Странные порядки. Одного горючего сколько ухлопалось. К тому же Элен заявила Бертрану, мол «они успели далеко уехать со вчерашнего дня». Однако путешествие похищенных Фандора и Жюва показывают так, как будто оно заняло несколько десятков минут, ну максимум пару часов, но уж точно не полдня.
А теперь к киноляпам. Вот только что за столиками в кафе никого нет.
Хлоп — и пока Фандор покупал газету и ловил такси, вдруг набежало человек десять. А еще здесь моё любимое «ой, смотрите, а там кино снимают!»
Фандор и Жюв сидят в камере без галстуков.
Но в машине оказываются уже с галстуками. Не иначе, как Фантомас захватил с собой.
В этой сцене отчетливо видно, что вместо Луи де Фюнеса на крюке висит каскадер.
В погоне на мотоцикле также участвуют каскадеры.
В заключение несколько интересных фактов. «Фантомаса» озвучивали известные советские актеры, но самым знаменитым из них был Георгий Вицин. Я его сразу узнал. Помните Жака Берже, ответственного секретаря союза ювелиров? Он говорит голосом Георгия Михайловича.
Комиссара Жюва дублировал Владимир Кенигсон. Однако в сцене, когда Жюв заглядывает в женскую раздевалку, мы слышим голос другого человека. Скорее всего, этот эпизод был вырезан из советского проката, как излишне фривольный, и уже позже пару фраз пришлось говорить за Жюва кому-то еще.
«Так какой же режиссер позаимствовал трюки из «Фантомаса?» — спросите вы. А сами еще не догадались?
В заключение хотел бы отметить, что эта статья написана для любителей разобрать, «как снимали кино» и для тех, кому нравятся нестыковки и киноляпы.