Несколько загадок фильма «Остров сокровищ», которые так и остались неразгаданными

Помните, что сказал принц Флоризель богослову Саймону Роллзу про алмаз Око Света? «Кровь тянется до наших дней. Его (камня) владелец и не подозревает, что над ним занесен кровавый меч судьбы».

А сокровища Агры? Всем своим хозяевам они приносили только несчастья. В фильме Масленникова упоминается, что купец Ахмет погиб из-за сокровищ.

Но в повести «Знак четырех» прямо рассказывается, что несчастного убили подельники Джонотана Смолла с его попустительства.

Иными словами, в мировой литературе уже в те времена проскакивала мудрая мысль, что шальные сокровища, нажитые нечестным путем, до добра не доведут.

В том числе и у Стивенсона. Не случайно Флоризель выбросил алмаз в Темзу, и туда же упали сокровища Агры.

Я знаю роман «Остров сокровищ» практически наизусть, а вот экранизацию 1982 года посмотрел впервые. И только сейчас до меня дошло.

Ведь все, включая сквайра Трелони знали, что сокровища Флинта — преступные. Что всё это деньги, награбленные на несчастных потопленных кораблях, отнятые у зверски замученных людей, запекшиеся черной кровью.

И все-таки сквайр решился искать этот проклятый клад — не с целью вернуть в английскую казну или пожертвовать на благотворительность!

А для пополнения собственного кошелька. При том, что сам был человек далеко не бедный, даже корабль сумел купить.

Конечно, сейчас трудно рассуждать о моральных устоях, но ведь Трелони все-таки не Флинт и не Сильвер, а законопослушный порядочный человек. Как у него рука поднялась присвоить эти кровавые драгоценности.

Конечно, Джим мальчик и ничего этого не понимал.

Будь он постарше, сумел бы сопоставить то, что Билли Бонс прятался у него в трактире и трясся от страха, а самого Джима с матерью только чудом не убили из-за карты, открывавшей путь к драгоценностям.

Кино мне понравилось с той точки зрения, что оно добротное и советское. Но все-таки я испытал некоторое разочарование. Главных причин три.

Во-первых, вы читали Стивенсона? Книжка-то мрачная, усеянная горами трупов. А фильм Владимира Воробьева сделан в комедийном ключе.

Видимо, снимали его для детей. Я знаю, что книга считается детской, но мне она такой никогда не казалась. Скорее уж мистической и страшной.

Виктор Костецкий и Константин Григорьев вписались неплохо, как и Золотухин, но я не знал, что Стржельчик играет Трелони, и увидев его, остолбенел.

Отличный актер, но роль совершенно не его. Перечитайте книжку, сквайр там совсем другой — просто по характеру.

Во-вторых, главный смысл «Острова сокровищ» во взрослении подростка. Джим вступает в переходный возраст, ему лет 13 — 15. Наверняка читали «Пятнадцатилетнего капитана»?

Вот и здесь примерно та же история. Молодой пацан пережил многое, с чем и взрослые не сталкивались, и даже совершил убиство. Но когда все это делает 9-летний Федя Стуков, ну не веришь и всё.

Мальчик старательно изображает то, что ему говорит режиссер, но он вряд ли мог совершить все эти поступки. Впрочем, я нахожусь под влиянием прекрасного романа Стивенсона и пристрастен.

В-третьих, вся суть «Острова сокровищ» в том, что Сильвер — это обаятельный негодяй. И как прекрасно его сыграл Олег Борисов! Вот он точно на своем месте. 100%-е попадание в роль.

Именно поэтому Хокинс невольно испытывал симпатию к этому жестокому убийце. Сильвер был преступником, но милым человеком, который умел запудрить мозги и в конце ушел от возмездия.

А экипаж Эспаньолы (то, что от него осталось) испытал облегчение. Главное событие финала романа Стивенсона — то, что преступник сбежал, прихватив пригоршню монет.

Его смерть в финале советской экранизации вопиющее противоречие самому духу, самой идее романа Роберта Льюиса Стивенсона…

Почему режиссер Владимир Воробьев решил «убить» Сильвера и выбрал на роль 14-летнего подростка 9-летнего мальчика?

Даже несмотря на то, что тот уже играл Тома Сойера и девочку в «Родне»? Боюсь, что эти загадки так и останутся неразгаданными.

Читали роман? Что вам нравится больше — книга или ее экранизация?

Оцените статью
Несколько загадок фильма «Остров сокровищ», которые так и остались неразгаданными
Первая ню советского экрана. Зачем Довженко раздел Елену Максимову?