Анатолий Крупанин был уголовником со стажем. Уже в 19 лет он попал в тюрьму за воровство, а в момент действия фильма «Профессия — следователь» трудился на овощной базе. Такой опытный человек, как Толян, не мог не понимать, с кем имеет дело в лице Виктора Лыкина. Кроме того, Крупанин уже увидел, что убили его родственника — пенсионера Губанова. Чем думал Толя, говоря подельнику «пойду на Петровку, будь что будет»?
В подобных ситуациях нужно не трепать языком, а просто идти. Сболтнув такую глупую фразу в присутствии звероватого Вити, который уже убил беззащитного старика Губанова (хотя и преступника), Толя Крупанин подписал себе смертный приговор. Я считаю этот эпизод сценарным проколом. Не мог опытный ворюга Крупанин так обмишулиться.
Действия следователя Бориса Антонова также были крайне непрофессиональными. Разумеется, получив телефонограмму от якобы Вадима Вислогузова, Антонов должен был сразу отправиться на квартиру Губанова и устроить там засаду, чтобы «поймать» человека, который приедет на встречу. Вместо этого, Антонов прибыл ровно к 21:00, когда было уже поздно. У недалекого следователя даже не возникло мысли: зачем Вислогузов летит из Калининградской области, да еще в Москву, да еще за свои деньги? На месте Вислогузова логичнее было бы связаться со следователем по телефону, сообщить, что имеются важные факты, и наверняка Вадиму хотя бы оплатили транспорт. В отличие от недалекого Антонова, зрителю сразу становится понятно: Бориса «вызвала» Наташа. Ее мотивы тоже до конца не ясны. Празднование дня рождения в «Витязе» было назначено на 19:00. Но Наташа ангажировала следователя на квартиру к 21:00. Она что же — хотела, чтобы Толю убили, но чтобы милиция вовремя оказалась на месте преступления и поймала предполагаемого убийцу (Виктора Лыкина)? Слишком хитроумный план. Даже если учитывать, что Наташа была смертельно обижена на Толяна за то, что муж ее продал, все равно не верится, что Крошина хотела его смерти. Кстати говоря, если вы мне пришлете хотя бы одну фотографию Москвы, на которой между 21 и 22 часами вот так же светло — буду благодарен.
Теперь переходим непосредственно к сцене убийства Толи Крупанина. У столика, где празднует вся веселая компания, появляется грузин Вахтанг Самонишвили. Он назойливо приглашает Наташу танцевать, а когда женщина отказывается — устраивает драку. Ни у кого не возникает абсолютно никаких сомнений, что вся сцена подстроена.
Другой вопрос, что грузин скорее всего ничего не знал о готовящемся убийстве. Парень один растит племянника, денег наверняка не хватает, даже в благодатной Грузии. Скорее всего, Вахтангу просто дали несколько червонцев и поручили настойчиво пригласить женщину на танец. Но позже следователь Антонов сделал вывод о непричастности Самонишвили. Который, к тому же, родом из Алабашлыка. Вот серьезно? То есть вся сценка — случайность?! Да быть такого не может. А как же тогда Витя Лыкин планировал убить Крупанина? Выходит, что Самонишвили просто удачно подвернулся под руку? Не может быть. Чушь какая-то.
Давайте покадрово разберем сцену с убийством. Вот Толя Крупанин идет разбираться.
Витя Лыкин тем временем сидит с Наташей.
Видите? Это плечо Виктора Вениаминовича.
В следующую секунду раздается крик. На полу находят мертвого Анатолия, и Лыкин протискивается к трупу.
Так кто же убил Толю? И как конкретно было организовано преступление? Ничего этого в фильме «Профессия — следователь» нам не показали. В отличие от тех же самых «Знатоков», где Пал Палыч с Томиным подробно объясняют каждое преступление, главный вопрос фильма «Профессия — следователь» так и остался неразгаданным. Кто порешил уголовника Толю Крупанина?!