Нетипичная история Збруева и Купченко: что осталось за кадром фильма «Одинокая женщина желает познакомиться»

В актерском багаже Александра Збруева более 80 сыгранных ролей. Большинству отечественных зрителей этот актер известен по фильму «Большая перемена». Но есть и ещё один фильм, где этот актер блестяще сыграл и который, к большому сожалению, в последнее время не так часто показывают. Речь идет о кинодраме «Одинокая женщина желает познакомиться».

Этот фильм вышел на экраны больше 35 лет назад и сегодня, в век высоких технологий, многим эта история кажется неправдоподобной. Тем более, по фильму, женщина сама начинает искать себе вторую половину. А что говорить о конце 80-х годов. Тогда эта история многим казалась всем слишком аморальной.

С чего все начиналось

В один из дней режиссёр и сценарист Виктор Мережко был на прогулке со своим ребенком. Вдруг он случайно, на столбе, увидел объявление, которое его слегка шокировало.

На ветру болтался листок бумаги из школьной тетради, и там было написано:

«Одинокая женщина желает познакомиться с одиноким мужчиной»

Снизу был указан номер телефона. Давайте напомним, что на дворе было начало 80-х годов прошлого столетия. Для того времени подобные объявления, даже если они публиковались в газете, были большой редкостью. А этот нестандартный шаг таинственной женщины и вовсе казался маловероятным и неожиданным.

Мережко пришёл домой и поведал об этом супруге, но она ему не поверила. Много позднее режиссёр рассказывал:

«Это сейчас есть сайты знакомств, а в те годы такое объявление и вправду было экзотикой. Я побежал опять вниз, чтобы его снять и ей показать, а его уже нет. Я тогда решил, что женщина, которая его повесила, видимо, сама же его уже сорвала. У меня так и фильм заканчивается, когда Купченко – прекрасная актриса – срывает все свои объявления».

Многие сценарии режиссёра были навеяны мимолётными наблюдениями за повседневной жизнью. Бывало так, что одно наблюдение вполне могло впоследствии вылиться в полнометражное кино. Так случилось и в этот раз.

Мережко попытался на секунду представить, как могла выглядеть женщина, которая вначале расклеивает такие объявления, а потом срывает их. И какой мужчина смог бы откликнуться на такой призыв.. В голове медленно зарождался сюжет очередного сценария… Воображение подсказало, что это должна быть обязательно немолодая женщина, которая очень сомневается в том, что может вызывать интерес у мужчин. А он должен быть спившимся артистом до этого выступающий, к примеру, в цирке… Сценаристу потребовалось всего чуть больше месяца, чтобы сценарий был готов.

Творческий Олимп Ирины Купченко

Режиссёром фильма выступил Вячеслав Криштофович. Он и решил доверить исполнение главной роли Ирине Купченко. На тот момент актрисе уже исполнилось 38 лет, а по сценарию её персонажу было 43 года. Но для актрисы это не стало каким-то препятствием.

До этого ей часто приходилось воплощать на экране героинь, у которых по тем или иным причинам оказывались поломанные судьбы. Соглашаясь на эту роль, Купченко сказала себе, что это будет последняя ее роль подобного плана:

«Я часто играла в кино одиноких женщин. Видимо, потому режиссёр и пригласил меня на роль Клавдии. Этой ролью я, как тогда писали, «закрыла тему».

Её героиня на экране не казалось абсолютно несчастной и какой-то жалкой. Наоборот, получился образ невероятно женственной и очень обаятельной героини. Которая, хотя во всем и сомневается и очень боится своего отчаянного шага, тем не менее, хочет найти счастье не только для себя, но и для того мужчины, который откликнулся на её объявление.

Образ Клавы Почукаевой и самой актрисе был очень близок. Именно так, в её представлении состояла женская сущность и предназначение.

Позже Ирина Купченко вспоминала:

«Картина дорога мне еще и тем, что она даёт понять: смысл жизни заключается не в той пресловутой независимости, о которой мечтает большинство женщин, не в материальном благополучии, а в биологическом, божественном предназначении женщины. Она должна любить и быть любима, должна рожать и воспитывать детей, должна быть просто счастливым человеком. Потому героиня в дождь, в темень бежит по улицам и расклеивает объявления: «Одинокая женщина желает познакомиться …», а потом ищет того единственного, кого ниспослала ей судьба. И пусть он – опустившийся и сломленный человек, у нее появляется возможность заботиться о нем, кормить его, обстирывать, спасать от самого себя и быть рядом с ним женщиной».

Нестандартный образ Александра Збруева

Тогда как утверждение на главную женскую роль Ирины Купченко многим казался вполне очевидным, то выбор Александра Збруева на роль алкоголика-неудачника, без квартиры и перспектив на ближайшее будущее многих удивил. В кино этот актер снимался абсолютно в другом амплуа. Его героями чаще всего были романтики, очень успешные и благополучные люди в повседневной жизни. К тому же имеющие определённый успех у женщин.

Многие сомневались, что актер справится с этой ролью. Но Александр Збруев блестяще воплотил на экране образ главного героя. Позднее актер вспоминал, что благодарен судьбе за возможность сыграть в этом фильме. Это помогло ему сменить амплуа «отличного парня».

«После Ганжи в «Большой перемене» мне часто предлагали схожие роли. Тогда это называлось «герой фильма». И мне хотелось от этого уйти. Поэтому когда Криштофович предложил мне сыграть опустившегося человека, я тут же ухватился за этот материал… Валентин не простой человек – он бывший артист, который спился. По сути, хороший человек. Зрительницы очень жалели его. В финале Клавдия прогоняет моего героя, и наши сердобольные женщины потом писали Ирочке Купченко душераздирающие письма: «Найди его, Клава».

Аморальный сюжет

Если разобраться, то сюжет этой картины не был чем-то новым и необычным. Многие советские картины того времени имели похожую главную линию. На экране выступали такие же не слишком молодые герои, которые пытаются устроить свою личную жизнь, пусть даже и нестандартными методами. Тем не менее, именно тот способ, который выбрала для себя героиня Ирины Купченко, для многих советских зрителей показался слишком аморальным и невероятным. А эта её попытка «предложить себя по объявлению» — многих просто возмутила.

После выхода фильма разгорелась жаркая полемика. В ней принимали участие и зрители и критики. Кто-то был просто шокирован от привычного образа Александра Збруева, другие считали, что Ирина Купченко не была убедительна в этой роли.

Но надо признать, что те кто создавал этот фильм затронули очень острые и не теряющие актуальности даже в наше время, темы.

Позднее многие называли Виктора Мережко главным знатоком женского характера в советском, а потом и в российском кино. Сам сценарист говорил об этом так:

«Еще когда был написан сценарий фильма «Здравствуй и прощай», мне сказали: «Вы хорошо пишете женский характер – это ваш конек». И тогда я придумал себе, что понимаю женщин. Но на самом деле женщин понять невозможно. Мужчина – это голова, женщина – сердце, самый непостижимый орган. Женщина – всегда глубже, богаче. Поставь женский персонаж в любую тупиковую ситуацию – она всегда найдет нестандартный выход. Всегда».

Может быть, именно поэтому в конце фильма создатели поставили не точку, а многоточие…

Оцените статью
Нетипичная история Збруева и Купченко: что осталось за кадром фильма «Одинокая женщина желает познакомиться»
Провал операции «Женитьба»: кто виноват и что делать? Вспоминаем Гоголя и гениальную экранизацию