Нетипичная постановка 1971 года в Малом театре. Каким должен быть хозяин страны?

«Люди научились строить атомные реакторы и потеряли интерес к вбиванию гвоздей. А поскольку гвозди все-таки приходится вбивать, они это делают небрежно. Когда человек плел лапти, он понимал, что для себя, и делал это на совесть…» (из спектакля «Инженер», 1973 г.)

Так называемая производственная тематика — непременный атрибут советской культуры. О людях труда снимали фильмы, им посвящали песни, о них ставили спектакли. Не только о рабочих, но и о трудовой интеллигенции.

Премьера спектакля «Инженер» по одноименной пьесе Елены Каплинской состоялась на сцене Малого театра в 1971-м. Фактически, для Бориса Ивановича Равенских, только-только занявшего пост главного режиссера театра, это стал первый — и весьма неожиданный — спектакль в Малом, над которым он работал в качестве художественного руководителя.

Главную роль доверили Эдуарду Марцевичу. Он азартно играл молодого инженера Елисея Малиновского — роль, ставшую для него первой главной на сцене Малого. Актер, уже пару лет служивший в труппе театра, до ранее того принимал участие в массовках. И это после Гамлета и царя Эдипа в «Маяковке».

Из старшего поколения артистов в «Инженере» были задействованы Виктор Хохряков, Петр Константинов и Георгий Оболенский, из младшего — Виталий Коняев, Алефтина Евдокимова, Александр Потапов и Владимир Сафронов.

Успех спектакля, несмотря на нетипичную для Дома Островского тему, привлек внимание радио и телевидения. Радио записало остропублицистическую постановку в 1972-м, а Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ сняла спектакль в 73-м.

Творческая группа театра говорила со зрителем о том, каким должен быть настоящий хозяин своей страны — цельным, активным, ответственным, болеющим за дело по-настоящему. Обратите внимание на цитату, приведенную в самом начале статьи.

Это — квинтэссенция всей нескучной постановки, полной очень знакомых для каждого из нас ситуаций.

Борис Иванович Равенских, будучи талантливым и опытным режиссером, говорил: «… задача искусства, театра — будить в человеке поэтический взгляд на мир, привносить в жизнь дух активного творчества». Так он и поступал, создавая даже из производственной пьесы интересный и увлекательный спектакль.

Непременный атрибут для любого спектакля Равенских — музыка, которую он считал чуть ли не отдельным действующим лицом. Так что неудивительно, что и здесь действие с самого начала сопровождается музыкой Анатолия Паппе, пианиста и композитора, писавшего специально для Малого театра.

Оцените статью
Нетипичная постановка 1971 года в Малом театре. Каким должен быть хозяин страны?
5 фактов о фильме «Приключения Буратино»