Невероятные судьбы итальянцев, побывавших в России

Популярная комедия Э. Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» осуществилась только благодаря тому, что за фильм «Ватерлоо» итальянская сторона задолжала Мосфильму крупную сумму, которую было решено отработать.

Тут вовремя подвернулась старая сценарная заготовка Э. Рязанова и Э. Брагинского «Спагетти по-русски». Заявка на фильм была подана ещё в конце 1960-х годов. Правда в первом варианте сценария всё было куда проще и романтичней.

Этот сценарий больше напоминал продолжение рязановского «Берегись автомобиля».

В новом фильме Ю. Деточкин, отсидевший и ставший на путь законности, и его друг Максим Подберёзовиков должны были бороться с итальянской мафией, которая приехала в СССР угонять автомобили.

Но сценарий был начисто переписан. К тому же к нашим сценаристам добавили двух итальянских — Пиполо и Кастеллано, и они вместе сочинили какой-то невероятный трэш.

Не удалось Рязанову договориться о съёмках итальянских звёзд. Ни Альберто Сорди, ни Челентано, ни Клаудиа Кардинале, о которых мечтал Рязанов, продюсеру картины были не по карману.

Вообще Дино де Лаурентис экономил на всём, на чём мог, часто отвечая Рязанову: «За вас заплатит Госкино, а я плачу свои деньги». Съёмки в Риме, не считая красот и тёплой погоды, не принесли русской стороне никаких радостей.

Их поселили в дрянном отеле и, что поразило Рязанова, не дали достойно снять столицу Италии, потому что Де Лаурентис не договорился с муниципалитетом Рима, и Рязанову было запрещено ставить камеру и свет на улицах города.

Поэтому большая часть римской съёмки была осуществлена из окна автомобиля.

Самое большое разочарование ждало Э. Рязанова после того, как он получил утверждённых итальянских актёров. Это были актёры средней руки, далеко не звёзды.

С нашей стороны было только две звезды — А. Миронов и Е. Евстигнеев. Причём последнему пришлось просто спасать режиссёра, ибо на роль Хромого итальянцы так и не смогли подобрать своего актёра.

Главная героиня картины, Антония Сантилли, явно не тянула роль. Она не имела серьёзного опыта работы в кино, не считая мелких ролей в эротических фильмах. Зато девушка была красива и очень старательна.

Она научилась водить машину и беспрекословно слушалась режиссёра. Единственно где Антония была убедительна, так это на подиуме в ГУМе, так как у неё был опыт работы манекенщицей.

Судьба актрисы определилась после съёмок в рязановском фильме. Она удачно вышла замуж за богатенького дядю-бизнесмена, родила сына и стала домохозяйкой. Работа в советской картине стала пиком её карьеры.

Актёр так смешно сыгравший врача без паспорта, Луиджи Баллиста, был в Италии малоизвестным комиком. И до рязановского фильма, и после он не сильно увеличил армию своих поклонников.

После картины через несколько лет актёр умер в возрасте 60 лет. Но что самое интересное, история о пропаже паспорта и западных законах, которая была вброшена итальянскими сценаристами в фильм, имела реальные корни.

Потерявший паспорт в дороге иранец Мехрам Назери прожил 18 лет в парижском аэропорту «Шарль де Голль». Ему не разрешали выйти во Франции, и не принимали назад в Иран.

Всё было очень похоже, как в фильме, только Мехрам никуда не летал, а жил в транзитной зоне и там решал свои проблемы.

В фильме самый устрашающий персонаж, классический представитель итальянской мафии, Розарио Агро. Этого злодея сыграл Тано Чимароза. Актёр не много сыграл в итальянском кино, и благодаря угрюмой внешности в основном играл бандитов.

Самое удивительное, что актёр в жизни был добрейший человек, известный изготовитель кукол. Любовь к куклам он унаследовал от отца, который всю жизнь работал в кукольном театре и научил сына непростому мастерству кукольщика.

Тано был законопослушнейшим человеком, прожил долгую жизнь, окружённый детьми и внуками. Интересно, что внешне актёр был похож на Михаила Глузского, который его мастерски озвучил в фильме.

Кучерявый актёр Нинето Даволи, который изображает Джузеппе, простодушного, придурковатого родственника, был актёром Пазолини.

Известный режиссёр увидел молодого парня в римской тюрьме, где снимал какие-то сцены одного из своих фильмов. Лицо молодого преступника ему понравилось, и он упросил начальство тюрьмы использовать его в массовке.

Потом Пьер Паоло Пазолини помог парню освободиться раньше срока и снял его уже как актёра в своей следующей киноработе.

Вот так Даволи, не имея никакого театрального образования попал в кино, став любимчиком Пазолини. Чем-то судьба актёра сродни судьбе Ж. Депардье. Если бы не искусство, то и тот, и другой пошли бы суровой колеёй тюремной жизни.

Но самый сильный контраст между внешностью и реальностью представлял Алигьеро Носкезе. Холёный актёр, изображавший в фильме одержимого кладоискателя Антонио, в реальной жизни был совсем не тем, кем казался окружающим.

Ещё в школьные годы в Неаполе он обнаружил в себе способности имитатора.

Алигьеро мог повторить голос практически любого человека, чем часто пользовался для розыгрышей или чтобы прогулять школу — мог позвонить учителю и голосом отца сказать, что «мой сын заболел».

После он работал на эстраде как имитатор и пародист. И потихоньку стал сниматься в кино. Но денег платили ему мало, и артист подрабатывал журналистом и ведущим на радио.

Но настоящая, широкая известность на родине пришла к нему в 1969 году, когда он стал пародировать политических персонажей в популярном шоу «Doppia Coppia».

Алигьеро Носкезе безукоризненно воспроизводил не только голоса известных людей, но также их манеру поведения.

Вот в таком амплуа комика-пародиста и попал Алигьеро на съёмки к Рязанову. После «Итальянцев в России» актёр почти не снимался. Впрочем, на это были веские причины.

Многие из долгоживущих товарищей помнят истории про похищение и убийство Альдо Моро, взрыв на болонском вокзале и другие «шалости» террористической группировки «Красные бригады».

За этой организацией стояла масонская ложа Р2. Актёр Алигьеро Носкезе состоял в масонской ложе Propaganda Due (P2 — «Пропаганда» номер 2), связанной с мафией.

Причём был там далеко не на последних ролях. Членами ложи были многие известные деятели Италии — политики, военные, бизнесмены, представители шоу-бизнеса.

Позже, после приостановления деятельности ложи, её члены обвинялись в терроризме. «П2» иногда называли «государством в государстве» или «теневым правительством Италии.

Алигьеро был также членом другой масонской организации «Великая ложа Италии». В 1979 году актёр покончил с собой в психиатрической клинике.

Впрочем, как утверждают многие исследователи, его скорей всего убили соратники, так как он слишком много знал о тёмных делах своих боссов. Да и в клинике этой он скрывался пол-года, имитируя психическое заболевание и скрываясь от правосудия.

Вот так получается, что мафиозо в картине Рязанова был на самом деле добрейшим человеком, простак Джузеппе — бывшим преступником, а рогоносец и неудачник, взбалмошный Антонио с интеллигентной внешностью был настоящим главарём мафии!

В западном прокате фильм провалился. Отсутствие звёзд сыграло свою роль. Прокатные копии были невелики. Продюсер Дино де Лаурентис позже переживал, что пожадничал и не захотел позвать звёзд в картину.

Его затраты на фильм еле окупились, а о прибыли и речи не было.

В СССР же фильм пользовался огромной популярностью. Подобных трюков наши зрители не видели раньше на экране. Поэтому зрители чихали на провал художественной составляющей и шли на фильм толпами.

Критики же, как положено, разнесли рязановскую комедию в пух и прах. Один критик даже написал в заголовке своей статьи «Позор, оплаченный в валюте». Да и сам Э. Рязанов относился к фильму прохладно, считая его халтурой.

Тем не менее, картина и спустя почти 50 лет пользуется большой популярностью. А в 2017 году группа товарищей во главе с Олегом Боссом, даже задумала снять продолжение фильма. Фильм хотели посвятить 30-летию со дня ухода А. Миронова.

В фильме должны были играть дети героев. Ясное дело что майор Васильев, герой Миронова, и Ольга, героиня Сантилли, поженились, их дети выросли похожими на своих родителей.

Подросли и дети кладоискателя Антонио. Но ветер пошумел и утих. К съёмкам «новых итальянцев» никто не приступил. И наверно, слава Богу, что это не случилось.

И пусть этот фильм был не сильно удачным в плане актёрских работ, но в нём было всё: и нотки романтики, и жгучий итальянский темперамент, и широкое русское гостеприимство. Он любим народом до сих пор.

Оцените статью
Невероятные судьбы итальянцев, побывавших в России
Князь Петр Вяземский и его внучка Мэри Бек: ему было 72 года, а ей 25 лет. Последняя мучительная любовь поэта