Конечно, такое сложное и кропотливое дело как съёмочный процесс, трудно себе представить без рабочих конфликтов. Недопонимания и обиды между режиссёрами и актёрами возникали довольно часто. Иногда скандалы случались с подачи самих актёров, которые в отстаивании своего права на изменение роли и в других требованиях, переходили границы дозволенного. Нередко так поступали Олег Борисов и Александр Кайдановский. Их считали людьми с неуживчивым, тяжёлым характером. Великолепные и разноплановые актёры нигде не были своими: ни в фильмах, в которых снимались; ни в театрах, в которых служили.
Уникальный актёрский дар Олега Ивановича Борисова позволял ему великолепно создавать как драматические, так и комедийные образы. Именно Свирид Голохвастый в фильме «За двумя зайцами» (1960) стал для актёра не только первой главной ролью в комедии, но одной из самых звёздных его ролей. Но съёмки картины сопровождались громкими скандалами и ежедневными выяснениями отношений. Режиссёру Виктору Иванову, человеку амбициозному и очень требовательному, категорически не нравилось поведение актёра.
Во-первых, Борисов «разнёс в пух и в прах» сценарий, самолично написанный Ивановым. «…Почему столько кочек, кто написал там такой неудачный, сумбурный сценарий? Почему концы с концами не сходятся?…» — возмущался актёр. Во-вторых, он на корню зарубал все режиссёрские находки и идеи. Виктор Иванов терпел, но от своих замыслов ни на шаг не отступал. Раз за разом он заставлял Борисова повторять один и тот же дубль. Актёр психовал и уходил со съёмок. А однажды, когда было уже отснято половина фильма, даже написал официальный отказ от них, доведя режиссера до сердечного приступа. Правда потом Олега Борисова уговорили доиграть роль до конца. В таких вот муках и родилась эта шедевральная картина.
Кадр из фильма «За двумя зайцами»
Второй громкий скандал произошёл на съёмках фильма «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского», где Олег Борисов исполнял главную роль. Вначале он с восторгом принял предложение режиссёра Александра Зархи сыграть Достоевского. Однако в ходе съёмок Борисов понимает, что они с режиссёром совершенно по-разному трактуют образ писателя, и их представление о том, каким в фильме должен быть Достоевский, категорически не совпадает. Актёр вспылил и ушёл, что обернулось немалыми финансовыми потерями. Олега Ивановича наказали за строптивость. Руководство «Мосфильма» внесло его имя в черный список и запретило два года приглашать в проекты киностудии. С этих пор за Борисовым и закрепилась слава актёра с трудным характером. А роль Достоевского в результате сыграл Анатолий Солоницын.
Пробы Олега Борисовак к фильму «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»
Александр Леонидович Кайдановский вообще любое общение начинал с конфликта. Это стало пожизненной привычкой актёра. В отличие от Олега Борисова, свою точку зрения Кайдановский нередко отстаивал кулаками. Знакомых актёр удивлял «смесью потрясающе образованного человека со страстной ростовской натурой». В студенческие годы Александр часто читал стихи перед своими приятелями и сокурсниками. Как-то большая компания собралась за столом. Кайдановский с упоением декламировал вслух стихи Бродского. Вдруг какой-то режиссёр заявил, что это рифмоплётство. Александр в ярости схватил вилку с намерением воткнуть её в деятеля искусств. Но тот моментально залез под стол.
Александр Кайдановский
Часто Кайдановский устраивал кулачные бои непосредственно на съёмочной площадке. В 1974 году во время съёмок фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» актёр поспорил с начинающим режиссёром Никитой Михалковым. Александру не понравилось как режиссёр трактует образ ротмистра Лемке, которого он играл. Кайдановский знал, что Михалков серьёзно занимается боксом, и тем не менее спровоцировал с ним драку. К удивлению многих, режиссёр совершенно не обиделся, а даже был восхищён отвагой и боевыми навыками артиста.
В процессе создания фильма «Сталкер» (1979) у Кайдановского также часто происходили стычки с режиссёром Андреем Тарковским. Во время одного из инцидентов актёр ударил его в лицо, но был прощён режиссёром. Коллеги по съёмочной площадке рассказывали, что причиной неприязни Кайдановского к Тарковскому послужила ревность к бывшей возлюбленной режиссёра — Валентине Малявиной. Да и роль Сталкера далась актёру очень тяжело, буквально «опустошив его». После неё Александр разочаровался в актёрской профессии и решил стать режиссёром.
Кадр из фильма «Сталкер»
Олег Борисов говорил: «Искусство по-разному воспринимается в разные эпохи, разными людьми, и не надо стесняться, если твоё мнение идёт в разрез общепринятым». Стеснятся, конечно, не надо. Но все ли способы хороши для отстаивания своей точки зрения? А Вы как думаете?