4 ноября 1964 года в Париже состоялась премьера комедийного фильма «Фантомас». Эта картина не стала хитом проката, заняв по итогам года лишь пятое место по посещаемости. Через два года многоликий злодей добрался до СССР и мгновенно обрёл культовый статус…
Пугающая маска, скрывающая любые эмоции, зловещий смех и удивительная способность безнаказанно организовывать масштабные преступления — таким предстал перед советскими зрителями Фантомас. Режиссёр Андре Юнебель снял пародийную комедию, которую в СССР восприняли как приключенческий триллер.
Почему так получилось, я расскажу вам в этой статье, а ещё поделюсь несколькими любопытными фактами о съёмках культовой кинотрилогии. Тем более сейчас есть замечательный повод её пересмотреть — в ноябре исполняется ровно 60 лет с момента выхода на экраны первого фильма.
История персонажа: от мрачных романов до пародийной комедии
Эрцгерцог Хуан Норт, сержант артиллерии Гурт — под этими именами был известен Фантомас до того как встал на преступный путь и надел свою маску…
Родился Фантомас в 1867 году и его знатно помотало по миру — от германского княжества Гессе-Веймар, до Индии, Мексики и США. Он успел поучаствовать во Второй Бурской войне, а до начала преступной карьеры у него от разных женщин родились сын Владимир и дочь Элен.
«Отцами» знаменитого злодея были французские писатели Пьер Сувестр и Марсель Аллен, которые в период с февраля 1911 по сентябрь 1913 года опубликовали аж 32 романа о его преступных деяниях.
После смерти Пьера Сувестра в 1914 году, его соавтор после многолетнего перерыва вернулся к работе и, в период с 1925 по 1963 годы, написал ещё 11 романов о Фантомасе.
«Книжный» злодей был беспринципным и жестоким, а романы о нём были написаны в мрачной стилистике без намёка на юмор. Соответственно и ранние фильмы о Фантомасе были довольно суровыми приключенческими детективами. Цикл из пяти первых немых картин был снят Луи Фейадом с 1913 по 1914 годы.
Первым звуковым фильмом стал «Фантомас» 1932 года, режиссёром которого выступил Пал Фейош. В 1937 году вышла бельгийская короткометражная немая экранизация «Месье Фантомас», получившая преимущественно негативные отзывы. В 1946 и 1949 годах были сняты два сюжетно связанных фильма «Фантомас» Жана Саша и «Фантомас против Фантомаса» Роберта Вернэя.
Наконец, в 1963 году произошла судьбоносная встреча режиссёра Андре Юнебеля и актёра Жана Маре. На встрече они обсуждали темы для будущего фильма, который мог бы запустить новый виток развития их карьеры. Перебрав множество вариантов, они остановились на экранизации истории о Фантомасе. Тем более, что в том же году свет увидел последний роман Марселя Аллена «Фантомас правит бал».
Жан Маре: «Юнебель попросил меня найти тему, в которой мне хотелось бы сыграть. Через какое-то время я сообщил об этом предложении Жану Кокто. Он сразу подумал о Фантомасе. Эта идея заинтересовала Юнебеля. И «Фантомас» был сделан».
В те годы французская пресса жёстко «прессовала» Жана Маре, муссируя слухи о его нетрадиционной ориентации, поэтому он практически не снимался. Роль в «Фантомасе» должна была помочь ему возродить карьеру.
Картину о многоликом злодее решили сделать этакой пародией на первый фильм о Джеймсе Бонде — «Доктор Ноу», обыграв все возможные штампы и стереотипы шпионских боевиков.
Поначалу «отец» Фантомаса, Марсель Аллен хорошо воспринял идею очередной экранизации своих романов, но потом испугался, что пародийная картина нанесёт ущерб его литературному наследию. Он подал в суд на студию Gaumont, выиграл его и добился выплаты 3% от выручки всех трёх фильмов.
В 1980 году также был снят французско-немецкий сериал «Фантомас», который не имел особого успеха.
В настоящее время планируется выход перезапуска «Фантомаса» от режиссёра Кристофа Гана, но проект уже десять лет находится в замороженном состоянии из-за разногласий с продюсерами.
10 интересных фактов о съёмках кинотрилогии
1) Саундтрек ко всем трём картинам написал французский композитор Мишель Мань, который также является автором музыки к фильмам о приключениях Анжелики, также безумно популярным в СССР.
2) Фантомаса озвучил Реймон Пельгрен, который изначально должен был сыграть этого персонажа, но не подошёл на роль из-за худощавого телосложения.
3) На момент съёмок первой картины Жану Маре было 50 лет (он на год старше Луи де Фюнеса) и практически все трюки он исполнял самостоятельно. Актёру было очень обидно, когда в рекламной кампании акцент был сделан на том, что Луи де Фюнес делал все свои трюки сам, хотя на самом деле это было не так.
4) Изначально Андре Юнебель планировал снять 10 фильмов о Фантомасе, но отношения между Луи де Фюнесом и Жаном Маре не заладились с самого начала. Маре называл де Фюнеса клоуном и ему очень не нравилась его импровизационная манера игры. В свою очередь, Луи де Фюнес не упускал возможности «подколоть» Маре по поводу слухов о его нетрадиционной сексуальной ориентации.
После съёмок третьей части они наотрез отказались работать вместе, а у студии не было денег на повышенные гонорары, которые могли бы компенсировать дискомфорт от совместной работы двух звёзд.
5) Два часа в день требовалось на то, чтобы наложить маску Фантомаса на Жана Маре. В ней он чувствовал себя отвратительно — было жарко и тесно. Однажды у актёра даже случилась истерика — он накричал на съёмочную группу, но потом извинился.
6) Брата Элен во второй части трилогии сыграл младший сын Луи де Фюнеса — Оливье. Это была его первая роль в кино. После «Фантомаса» он снялся с отцом ещё в четырёх фильмах и завершил актёрскую карьеру, став пилотом гражданской авиации.
7) В оригинале у Фантомаса отсутствует знаменитый дьявольский смех. Его добавили исключительно в русском дубляже.
Во время съёмок финальной сцены в «Фантомас разбушевался» Луи де Фюнес выпал из самолёта на кусты роз, получил повреждения и неделю провёл в больнице. Кстати, на закате своей жизни комик занимался выращиванием именно этих цветов в своём замке. Один из сортов роз даже был назван его именем.
9) Летающий автомобиль Фантомаса — это Citroën DS, который у автолюбителей изначально получил прозвище «Богиня», а после выхода фильма его стали называть «автомобиль Фантомаса».
10) Где-то на 14-й минуте «Фантомас против Скотланд-Ярда» показывают «сходку» самых богатых людей мира, которые платят дань Фантомасу. Махараджа из Индии говорит свои реплики на чистейшем русском языке без дубляжа.
Его помощник переводит слова на французский язык и они снова звучат точно также, но уже в дубляже. Дело в том, что махараджу сыграл актёр Мишель Томасс — выходец Российской Империи, который прекрасно знал русский язык и много лет играл эпизодические роли во французских фильмах.
«Феномен Фантомаса» в Советском Союзе
В 60-е годы прошлого века отношения СССР и Франции переживали небывалый подъём. Президент Шарль де Голль уважительно относился к нашей стране и намеревался установить максимально дружественные двусторонние связи.
После его визита в Москву в 1966 году, между двумя странами были заключены несколько важных договоров в разных сферах — от торговли до культуры. В частности — соглашение о расширении франко-советских культурных связей.
Это соглашение предусматривало, в том числе, обмен фильмами. Благодаря ему, на советские экраны попала трилогия о Фантомасе — её французы обменяли на фильм «Анна Каренина», режиссёра Александра Зархи. Ещё до обмена, первая часть была показана на Неделе французского кино в Москве и очень понравилась зрителям.
В широкий советский прокат «Фантомас» вышел 3 июля 1967 года и стал абсолютным хитом — его посмотрели 45,5 млн. зрителей. Через месяц советским гражданам показали вторую часть, собравшую аудиторию в 44,7 млн. человек, а ещё через некоторое время пустили в прокат третью, которую увидели 34,3 млн. зрителей.
Такая популярность трилогии в СССР сподвигла авторов перенести действие четвёртого фильма в Москву, но к тому времени Жан Маре и Луи де Фюнес настолько устали от взаимной неприязни, что наотрез отказались сниматься вместе. А менять исполнителей главных ролей в те годы было не принято…
«Фантомас» стал настоящим феноменом — на него ходили по несколько раз, а сюжет обсуждали и дома, и на работе, и на улице! К тому же, этот фильм не воспринимали как комедию из-за того, что граждане СССР не были знакомы с романами Сувестра и Аллена, а значит не могли оценить гротеск и пародию, заложенные режиссёром.
Советских зрителей восхищали роскошные интерьеры домов, отличные спецэффекты и динамичное повествование, не дающее заскучать ни на секунду. Сам Фантомас одновременно пугал и очаровывал. В условиях определенного кинематографического «голода» в СССР, трилогия произвела эффект разорвавшейся бомбы!
Немалую роль в популярности фильма сыграл и гениальный дубляж, выполненный на студии «Союзмультфильм». Луи де Фюнеса озвучил Владимир Кенигсон, Жана Маре — Владимир Дружников, а Милен Демонжо — Татьяна Конюхова.
Бешеная популярность Фантомаса вызвала всплеск подростковой преступности. Малолетние гангстеры звонили простым людям с угрозами «Фантомас скоро придёт к вам!», а также повсеместно оставляли надписи подобного содержания. Особо вжившиеся в роль подростки натягивали на головы чулки и занимались грабежом.
«Мне нужен мозг, я выбрал вас! До скорой встречи. Фантомас»
Чего уж греха таить, ваш покорный слуга тоже хулиганил в школе, подкидывая в карманы курток одноклассников записки «Здесь был Фантомас», за что и был наказан бдительным классным руководителем.
Как я познакомился с Фантомасом
Моё детство пришлось аккурат на 90-е годы и фильмы я тогда смотрел исключительно по центральным телевизионным каналам. Видеомагнитофона у нас не было, поэтому я каждый раз с нетерпением ждал газету с программой передач, чтобы посмотреть, что же будут показывать на следующей неделе.
В 1997 году (по-моему это была весна) я в очередной раз просматривал программу передач и увидел, что в субботу вечером будут показывать фильм «Фантомас». Необычное название меня заинтересовало и я спросил у мамы, видела ли она это кино.
Мама эмоционально воскликнула, что это очень страшный фильм про злодея в маске и, когда она смотрела его в кинотеатре, то потом долго не могла уснуть. Её реакция меня удивила и ожидание субботнего вечера стало для меня просто невыносимым испытанием.
На следующий день по телевизору показали анонс «Фантомаса» с нарезкой впечатляющих сцен погони и крупным планом главного злодея, который вдобавок ещё и смеялся утробным голосом. Я стал натурально считать дни до субботы — настолько мне хотелось посмотреть это кино.
Наконец, наступил долгожданный день и я с самого утра находился в весьма возбуждённом состоянии. За пару часов до показа «Фантомаса» я не мог ничем заниматься — просто бесцельно шатался по комнате и поглядывал на механический будильник, но стрелки на циферблате двигались предательски медленно…
Два часа перед просмотром фильма показались мне вечностью, а вот два часа, проведённые у экрана телевизора, наоборот, пролетели как один миг. Сказать, что я был впечатлён — ничего не сказать! Я, как и моя мама в далёком 1967 году, воспринял этот фильм как настоящий ужастик. Фантомас мне потом долго снился, а журналист Фандор стал для меня эталоном мужественности и стойкости.
Через неделю я уже ждал показа второй части, а потом и третьей. Каждый раз я неизменно получал незабываемые впечатления от просмотра. Трилогия о Фантомасе заняла почетное место на вершине списка моих любимых фильмов. А ведь к тому времени я уже видел и «Робокопа», и «Терминатора», и «Чужого». Эх, как же легко меня было удивить в детстве…
Как комедию я посмотрел «Фантомаса» уже на старших курсах университета и смог по достоинству оценить прекрасный юмор и великолепную игру Луи де Фюнеса. Будучи восьмилетним ребенком я не обращал особого внимания на главных героев, ожидая лишь появления Фантомаса, который одновременно и пугал и притягивал своим зловещим обаянием.
На днях я запоем пересмотрел всю трилогию и снова получил огромное удовольствие. Да, спецэффекты сейчас смотрятся устаревшими, а сюжет о захвате Вселенной уже кажется не пугающим, а наивным. Однако сам Фантомас в своём «оригинальном» образе по-прежнему вызывает благоговейный трепет и выглядит устрашающе.