«Незваный друг» (1980): последняя роль Олега Даля

«Незваный друг» (1980) – драма, в которой Олег Даль сыграл последнюю роль. Олега Даля не стало в марте 1981 года, а премьера фильма состоялась в сентябре этого года. И, зная об этом, невольно обращаешь внимание и на болезненную худобу, и на печаль в глазах, и на нервозную суету героя. Виктор Свиридов по сюжету и должен быть таким. Он талантливый ученый-химик, чьи мечты разрушены. Диссертацию, над которой Виктор работал несколько лет, в итоге, присвоил старший по должности коллега. Успешный друг, принимающий участие в судьбе Виктора, на самом деле способен на некрасивый поступок. А в личной жизни все разрушено и потеряно.

Режиссер картины Леонид Марягин видел в роли главного героя только Даля. Этот оголенный нерв, этот нескончаемый внутренний монолог, поиск себя. Лучше Олега Даля никто не мог сыграть потерянного ученого-химика – так считал режиссер. Но художественный совет долго не соглашался на кандидатуру Даля. За актера пришлось бороться.

На роль Киры – новой избранницы главного героя утвердили Ирину Алферову. Но она в это время снималась в другом проекте. Пригласили другую актрису. Но по ходу съемок режиссер понял – не то. Нет между героями притяжения. Поэтому съемочная группа решила дождаться Ирину Алферову.

По воспоминаниям актрисы, Олег Даль относился к ней очень тепло и трепетно. Он чувствовал настроение партнерши, но не давал ненужных советов, ни о чем не расспрашивал. Ирина Алферова в тот период переживала из-за некой проблемы в личной жизни. Старалась не показывать плохое настроение, шутила и смеялась. Но Олег Даль почувствовал и сказал одну фразу: «Так хочется тебе помочь, но меня нет в твоей жизни».

Примечателен еще один момент – в картине Олег Даль и Олег Табаков играют лучших друзей. А в реальной жизни их отношения были натянутыми. Режиссер рассказывал о том, что совместные сцены героев Виктора и Алексея приходилось «оттачивать» по отдельности. Даль и Табаков, находясь на одной площадке, переставали слышать замечания режиссера. Но, в итоге, сыграли так, что зритель не догадывается об истинном положении вещей.

По сюжету Виктор сделал важное научное открытие, но его труды присвоил другой человек. Виктор уехал в другой город, устроился на предприятие технологом, полностью изменил жизнь. Но наука не отпускает. С новыми разработками он приезжает в родной город, и этот приезд взволновал многих людей. Друг – общительный, доброжелательный Алексей Греков сразу приютил Виктора. Он решает многие вопросы, связанные с научными разработками друга, встречается с нужными людьми, добывается каких-то целей.

Но тогда, 6 лет назад, он не встал на защиту Виктора, хотя мог повлиять на ситуацию. Супруга Алексея Нина (Наталья Белохвостикова) не рада появлению Виктора, так как это может повлиять на ее научную деятельность. У нее сложные отношения с начальником Бодровым (Всеволод Ларионов). Ей нужна поддержка супруга, который все силы направил для решения проблемы Виктора.

В этом городе также живет бывшая жена Виктора Анна (Наталья Гундарева) и сын, который даже не знает родного отца. Все общение состояло в перечислении алиментов. Но вот Виктор здесь, и Анна все чаще думает о нем. Даже делает попытку сблизить отца с сыном, называя Виктора дядей.

Кира – красивая, но печальная молодая женщина, к которой сразу потянулся такой же неприкаянный Виктор. Их отношения складываются постепенно, в них много острых углов. Кира состояла в отношениях с Юрием Перваком – человеком, от которого зависит будущее Виктора в научном мире. Об этом романе знает и жена Первака и все приближенные коллеги. Поэтому появление Киры на семейном празднике, куда ее пригласил Виктор, вызывает такую «истерическую» реакцию и волну непонимания.

Все сложно, запутанно, нервно. Виктору унизительно обивать пороги, что-то доказывать, пробивать эти стены. Он просто хочет заниматься любимым делом, тем, в чем он разбирается. Как все просто у соседа по гостиничному номеру (его прекрасно сыграл Иван Рыжов). Приехал в город по обмену опытом, разбирается в своей отрасли – обувная промышленность, никаких научных трудов не пишет. А у Виктора столько внутренних переживаний, бег по кругу, разочарование в профессии.

В картине есть момент, когда герой Даля зажигает спички, долго и внимательно смотрит на пламя. Взгляд потерявшего смысл жизни человека.

Оцените статью