Потрясающая актриса, изящная дама, с красивыми чертами лица, умная, во многом даже какая-то несоветская актриса с уникальным шармом и голосом. Она была настоящей королевой эпизода. Нина Фёдоровна Агапова сыграла в нашем кино больше сотни ролей и умела настолько сильно перевоплощаться, что становилась совершенно неузнаваемой.
Временами кажется, что нет такого советского фильма, где бы она не появилась, хоть на несколько секунд. Кто же из нас не помнит её смотрительницу Пушкинского музея в «Стариках-разбойниках» с каральками на ушах, которая говорит что картина после реставрации стала намного лучше. Многим памятна её злобная как смертный грех буфетчица в рязановской комедии «Дайте жалобную книгу». Смешна своей возбуждённой ответственностью её учёная-орнитолог Наседкина-Приседкина в «Скелете Аполлона», комично достоверны её вреднючая дамочка в фильме «К Черному морю» и истерично смеющаяся дама-американка в «Короне российской империи». А как гротескна и смешна её певичка, что пришла прослушиваться в номер к Кирпичникову в «Вас вызывает Таймыр». Маленькие шедевральные роли Нины Агаповой можно перечислять долго…
Когда-то великая Раневская сказала фразу: «Сниматься в эпизоде — всё равно что плавать брассом в унитазе». Возможно она была права. Ибо развернуться в эпизоде актёру трудно. Но актёры-эпизодники, которых в нашем кинематографе было много, часто опровергали словесную идиому Фаины Георгиевны. И Нина Агапова была тому явное подтверждение. Она научилась плавать брасом в бурных водах синематографа и стала великолепной эпизодницей. Такой же яркой какими были Р. Зелёная, И. Мурзаева и др.
Вот в «Мичмане Панине» её героиня просто сидит за столом в ресторане и наблюдает за взглядами мужчин, обращёнными на ослепительную красотку на сцене. И все! Секунды на экране и уже роль, в которой и характер и судьба! Вот это талант и мастерство!
Обладая красивой внешностью актриса никогда не стеснялась выглядеть на экране экзотично и причудливо. Один раз журналисту она откровенно сказала: «Эх, мне бы морду почуднее, я бы сыграла намного больше». Хотя часто играла в кино и красавиц, и светских львиц. А также сыграла несколько образов истинных ариек. Ярче всего это проявилось в фильме «Щит и меч», где Нина Агапова играет капитана в женской школе Абвера Ауфбаум.
Удивительно, но актриса из очень простой семьи. Её родители были далёкими от мира искусства людьми. Они родились в одной деревне под Коломной и в юном возрасте приехали в Москву на заработки. Родители Нины долгое время работали на ткацкой фабрике. В 15 лет Нина совсем юной девушкой стала выступать в русском народном хоре под руководством В. Яркова. Вместе с этим коллективом девушка всё военное время колесила по стране, выступая для тружеников тыла и солдат фронта: от Владивостока до освобождённого Крыма.
В послевоенное время Нина Агапова стала принимать участие в массовках фильмов. Она это делала только ради заработка. Но однажды на съёмках фильма «Человек № 217» ассистент режиссёра посоветовал девушке задуматься всерьёз об актёрском будущем. Нине Агаповой тогда было 20 лет. Она решила попробовать и поступила во ВГИК с первой попытки, став студенткой курса С. Юткевича и М. Ромма.
Это был актёрско-режиссерский курс, и вместе с Ниной учились Владимир Басов, Григорий Чухрай, Тенгиз Абуладзе. Именно режиссерам уделяли основное внимание педагоги, актерами занимаясь намного меньше. Позже Нина Фёдоровна называла поступление во ВГИК ошибкой, и считала что надо было идти в Вахтанговскую школу.
Ещё с первого курса у Нины начался роман со студентом операторского факультета Сергеем Полуяновым, с которым они поженились по окончании института. Сергей Полуянов снял немало отечественных фильмов («Полустанок с великим Барнетом», «Золотой телёнок» со Швейцером), но больше всего прославился своим долгим сотворчеством с Леонидом Гайдаем, с которым совместно снял как оператор «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть», «За спичками», «Спортлото-82», «Инкогнито из Петербурга». Странно, что муж не особо требовал ролей для жены у Гайдая. Агапова была задействована только раз в гайдаевских комедиях, сыграв актрису Театра «Колумб», которая поёт песню «Шумел камыш» на французском языке.
А вот у Э. Рязанова актриса играла очень часто, снявшись в семи картинах. Эльдар Рязанов также рассматривал Нину Агапову на роль общественницы Шуры из бухгалтерии в «Служебном романе». Но актриса заболела и не смогла приступить к съёмкам.
С 1950 по 2006 годы Нина Фёдоровна Агапова регулярно снималась в кино без особых перерывов, поражая хорошей физической и актёрской формой, радуя зрителей своими экранными образами.
Много лет Н. Агапова была ведущей артисткой Театра-студии Киноактёра. После ВГИКа она была распределена туда институтом, и осталась там на долгое время. Пятидесятые и шестидесятые годы она сыграла на его сцене много главных ролей. Особенно был популярен спектакль с её участием «Целуй меня, Кэт», где она десять лет блистала в главной роли.
В 1981 году произошло неприятное событие в семье Нины Агаповой. Сын Александр, закончивший операторский факультет ВГИКа, и работающий монтажёром на киностудии, сильно увлёкся спелеологией. Он затеял проект по спуску в пещеру Парящая птица в горном массиве Фишт Северного Кавказа.
Александр собрал и возглавил сильную группу из шести спортсменов-пещерников. Поход оказался тяжёлым, и во многом фатальным. Александр упал на спину с 15-метровой высоты на дно колодца, получив множественные ранения. Другие участники потеряли контроль над ситуацией, и с тяжелораненным Александром тяжко и долго выбирались наружу. В итоге трое человек погибли. После Александра долго лечили, а потом было долгое уголовное дело, в результате чего он получил условный срок.
Муж Нины Фёдоровны, тяжело переживавший историю с сыном, вскоре умер. Это было сразу после съёмок фильма «Спортлото-82». Ещё на съёмках фильма «Двенадцать стульев» он перенёс тяжелый инфаркт, и его тогда выходила Нина Фёдоровна. Но последующие 13 лет были у него сложные. Нина Фёдоровна смогла помочь прожить мужу эти годы, постоянно следя за его здоровьем.
Но на этом драматические события судьбы Александра не окончились. В весёлые девяностые он занялся бизнесом, к которому не имел сильных качеств. В итоге влез в огромные долги и окончил свои дни, сведя самостоятельно счёты с жизнью в декабре 1996 года.
Для Нины Фёдоровны это стало большим ударом, но она смогла пережить смерть сына. В этом ей оказали поддержку друзья. Её уволенную из Театра-студии киноактёра приютил Театр «Блуждающие звезды», в драматическую труппу которого она влилась в 1997 году. В труппе этого театра она провела почти четверть века, выходя на сцену до самых последних дней. А дней и лет Господь Бог отвёл Нине Фёдоровне много. Она оставила наш земной мир в 95 лет.
Последние годы она жила довольно затворнически, мало кого пуская к себе в дом. Лишь изредка виделась с внуком. Её внук Серёжа переехал в другой город, а внучка и того дальше — уехала жить в Австралию. Интересно, что внук продолжил династию, и снимает как оператор рекламные ролики.