Нина Дорошина. А может всё было по-другому?

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Признаться, честно, актриса Нина Дорошина никогда не входила в число  фавориток. Скорее,  относились к ней чуть ли не с отвращением.

Причем к актерской игре особых претензий не было. А как человека я ее не уважала однозначно. И было за что.

Конечно кто я такая, чтобы судить хорошую советскую актрису, спросите вы. Но мне действительно интересна жизнь артистов, я люблю размышлять, почему они поступили так, а не иначе.

И именно не уважала я Дорошину за то, что они с Ефремовым очень обидели так обожаемого мной Олега Даля.

По крайней мере, расхожая информация везде одна и та же. А еще у меня вызывало недоумение слепое поклонение Дорошиной Ефремову. Она ведь, по сути, не уважала сама себя.

Но совсем недавно я наткнулась на интервью актрисы и воспоминания другой замечательной артистки Людмилы Ивановой, которую еще называют летописцем «Современника».

И многие вещи мне стали видеться после этого совсем по-другому. Мнение свое о Нине Дорошиной как о человеке, личности, я немного изменила. И мотивы поступков этой женщины тоже стали мне более понятны.

Итак, начнем сначала. Юная актриса Нина Дорошина познакомилась с любовью всей своей жизни Олегом Ефремовым на съемках картины «Первый эшелон» в далеком 1955 году.

В то время Ефремов был еще не женат, но очень сильно был влюблен в коллегу по Детскому театру Антонину Елисееву.

В вынужденной разлуке из-за командировки в один из далеких поселков, Олег Николаевич очень скучал по своей любимой, которая была старше его на 10 лет и к тому же несвободна.

Это не мешало Ефремову каждую свободную минуту звонить своей благоверной из здания почты.

Он пылко изъяснялся в любви Елисеевой, не зная, что за стеной разместили вчерашнюю студентку Дорошину, которая глотала слезы, невольно подслушивая воркование влюбленных. Ведь она с первого взгляда полюбила Ефремова.

Причем объяснить своей всепоглощающей привязанности к Олегу Ефремову, Нина Дорошина не могла. Он не был красавцем, одевался небрежно.

Часто ходил в грязной обуви, коротких брюках и выношенных пиджаках. Курил как паровоз и жил только театром. Работа у него всегда была на первом месте.

Но Нина отмечала его необыкновенное магическое воздействие на людей, как он мог зажечь своей страстью к сцене и профессии. Не попасть под это вселенское обаяние было невозможно.

А вот сама Нина полюбилась Олегу Николаевичу далеко не сразу. Про себя она считала «не кожи, ни рожи».

Но Людмила Иванова в своих воспоминаниях отмечает, что красавицей Дорошина была еще какой. Грациозной, кокетливой, обаятельной хохотушкой. В ней угадывалась настоящая женщина.

По выражению самой Нины у Ефремова не было определенного типажа женщины, поэтому шанс мог быть у любой, главное зацепить. И Дорошина отчаянно пыталась.

Она все детство провела за границей, в восточном Иране они прожили 10 лет. Отец Нины был крупным специалистом по пушнине. Конечно, на Дорошину огромное влияние оказала местная богатая культура.

Она явно отличалась от своих сверстниц, знала персидский язык, местную поэзию и музыку. Но Ефремов на съемках «Первого эшелона» внимания на нее так и не обратил.

Он увлекся какой-то девицей из массовки. Нина снова плакала в подушку.

А фильм, как нарочно был окружен флером любви. Здесь сложилась пара Изольда Извицкая и Эдуард Бредун, Татьяна Доронина и Олег Басилашвили…

Однако, Ефремов все же приметил Дорошину как талантливую артистку. Он пригласил ее в «Современник», пусть и на самую маленькую ставку, Нина была счастлива.

Она стала расцветать с полной силой. Умудрялась выкручиваться, шить платья, делать модные прически. На нее начали обращать внимание мужчины.

Дорошиной посчастливилось стоять у истоков создания легендарного «Современника», ее допускали на ночные репетиции.

Вот здесь как раз Ефремов в качестве наставника оставлял ночевать у себя в коммуналке Нину, которая жила за чертой Ленинграда. Но и тогда это была всего лишь услуга, никаких симпатий с его стороны.

Пока Нина упивалась успехом в спектакле «Голый король», где ей досталась роль Принцессы, Ефремов успел жениться и завести ребенка.

 Но Нина знала – Олег не очень-то серьезно относится к семье. У них наконец-то завязался долгожданный роман, Ефремов разглядел в ней женщину, а не только актрису.

Первая жена Ефремова, сценаристка Ирина Мазурук, как-то пришла в театр и пригрозила Нине, что рука-то у нее тяжелая. Но счастливая Нина лишь рассмеялась в ответ.

И начались её бесконечные ворованные встречи с Ефремовым. У неё не было своего угла, долго снимала комнатку, куда он иногда приходил. Нина ничего не требовала, с ней можно было быть самим собой и бесконечно говорить о театре.

А когда наконец получила квартиру, Дорошина почувствовала себя самой счастливой – теперь есть дом, свой, где можно привечать любимого. 

Поначалу там не было ничего, спали на полу, подстелив газеты и положив веник под голову. Но это время Нина считала самым прекрасным в жизни.

Дорошина признавалась – у них с Ефремовым могли быть дети. Но она считала, что это помешает ее профессии. А позже очень жалела о своих роковых решениях.

Ей больше не удалось познать радости материнства. Но я считаю, что Олег Ефремов и был своего рода ребенком для нее.

А потом выяснилось, что у Аллы Покровской будет ребенок от Ефремова. И он снова ушел от нее в новую семью. Странно, почему она считала, что их дитя может помешать, если свои браки Ефремов создавал ради детей?..

Вот так подло крутить любовь сразу с несколькими женщинами – это просто низко. Поэтому я Ефремова всегда презирала. А Дорошина его маниакально обожала.

У нее всю жизнь висел его небольшой портрет. А когда ее муж предложил его снять, она сказала, что лучше пусть он уходит, а портрет останется. Все-таки в своей больной любви Дорошина была слепа до исступления. И это ужасно.

А потом в ее жизни возник Олег Даль. Он был новичком в «Современнике» и Нине поручили взять над ним шефство. Она была значительно старше, уже зрелая женщина.

А он окрыленный мальчишка. Даль был очарован Дорошиной, он в один миг влюбился в нее. Нине это льстило, но на не давала Олежеку никаких надежд.

И снова фильм со словом «первый». «Первый троллейбус» — картина 1963 года, куда их с Далем пригласили сниматьсяСнимали у моря. Дорошина получила телеграмму, Ефремов не мог приехать.

В отчаянии она пошла купаться. Уже темнело, в один миг вдруг начала тонуть. Тут ее спас непонятно откуда взявшийся Даль. Они провели вместе ночь.

Олегу казалось это любовь. А Нина извинялась, говорила, что им не стоит быть вместе. Надо было знать вспыльчивый характер Даля. Он тут же исчез.

Режиссер поставил Нине условие – как хочешь, а что бы Олег был на площадке.

И это тоже жестокий розыгрыш – позвонить и сказать, что Даля спрашивает жена. Он принял все всерьез, прилетел как н крыльях. По возвращении в Москву они расписались и собрали в квартире коллег из театра.

Были все, кроме Покровской и Ефремова. Людмила Иванова радовалась – какая чудесная пара! Олег Даль – замечательный парень, жить да жить…

Может и жили бы. Но вмешался Ефремов. Явился пьяный, позвал всех танцевать, а сам пытался посадить Нину на колени.

Многие писали, что он тогда сказал «А любишь ты меня» и что Дорошина так и просидела нагло с ним в обнимку на глазах у жениха. Но Иванова наличие этой фразы отрицает, как и поведение Нины.

Ефремов утроил пьяный дебош. Нине было стыдно за него, и очень стыдно перед мамой и сестрой Олега Даля, которые демонстративно вышли из-за стола.

Когда оскорблённый Даль убежал, Михаил Козаков выставил Олега Ефремова за дверь, ругался и говорил, что лучше бы этой свадьбы не было.

А Дорошина несколько дней разыскивала Даля. Нашла, они помирились, стали жить одной семьей. И даже того же Ефремова принимали в своем доме как ни в чем не бывало.

Просто Нина понимала – «клин клином» не работает. Они объяснились с Олежеком и расстались.

А потом, когда он так же скоропалительно женился на Татьяне Лавровой и так же быстро развелся, Дорошина уверена, он тоже использовал этот брак в качестве «клина» и что после этого он смог понять ее.

С Ефремовым тоже вскоре было покончено. Когда он увлекся Анастасией Вертинской, Дорошиной было уже не по годам, да и не по внешности тягаться с такой соперницей.

Она решила уйти в сторону навсегда. В этот момент за ней начал ухаживать осветитель ее театра, и она наконец-то создала свою семью.

К концу жизни Нина Дорошина осталась одна. Она тяжело болела и очень трудно переживала смерть мамы, которая прожила больше ста лет и ушла, когда самой Нине было 80.

Ушел единственный близкий человек. И актриса стала угасать на глазах.

Самым мучительным было лежать беспомощно, в четырех стенах, и вспоминать своих двух Олегов, перед одним из который ей было стыдно, а второй сломал ей жизнь.

Я взглянула на ситуацию под несколько другим углом. Злым гением здесь выступил Олег Ефремов, который своими грязными ботинками безжалостно растаптывал все на своем пути.

А Дорошиной досталась роли глупой жертвы. Но в этом, к сожалению, виновата только она сама.

Оцените статью
Нина Дорошина. А может всё было по-другому?
«Живые и мертвые»: как Столпер и Симонов рассказали правду о войне