Нужна ли Диме Горину такая карьера?

Для начала замечу, что «карьера» Димы – это никакой не дауншифтинг, ибо отсутствует генеральный смысл этого явления. Дауншифтинг — это уход с перспективной, высокооплачиваемой, нервной работы – куда-нибудь в творчество или «в пампасы» со значительным понижением статуса. Вот если бы Горин бросил всё, уехал в отдалённый колхоз и нанялся там пастухом, это был бы дауншифтинг по-советски. Или, например, заделался бы художником-нонконформистом, отпустил бы нечёсаную бороду и жил бы на квартире у подруги-диссидентки.

А в 1960 году оставить Сберкассу, чтобы возводить линию электропередач Урал — Сибирь – это не дауншифтинг, а прямо-таки апшифтинг. Итак, лирическая комедия «Карьера Димы Горина» (1961) была создана в эпоху, которая благоволила не только к физикам-лирикам, и тем более к космонавтам, но и монтажникам-высотникам. Идеалом был и высоколобый умник, сгорающий в огне науки, подобно Гусеву из «Девяти дней одного года» (1961), и простецкий паренёк в кепочке – именно этих пацанов играл, допустим, Николай Рыбников.

Его Илюшки да Сашки воплощали тип шебутного и весёлого, но хорошего, надёжного человека. Такого, что может и пивка выпить с друзьями, и трудовой подвиг совершить. Когда Оттепель подошла к финалу, вдруг выяснилось, что Рыбникову играть больше нечего. А тут мы видим Александра Демьяненко, того, что ещё не стал Шуриком. И, разумеется, Шурика с его сопроматом никто бы не дёрнул строить ЛЭПы. Смысл в том, что Дима Горин – клерк в непрестижной организации. Да, нужной, так как без финансов нет и ЛЭПов, но… не отвечавшей настроению эпохи.

В Сберкассе нет романтики — важной составляющей любого тогдашнего процесса. Ею — романтикой — тогда приправляли каждое блюдо. Быть клерком – это вроде как лузерство и чтобы стать winner-ом, Дима просто обязан сделаться монтажником-высотником, пожить в общежитии, помёрзнуть в тайге, натереть мозоли. Я вот сейчас ни разу не иронизирую – именно такой путь предлагался симпатичному белоручке Горину. Призом была красивая девушка-мечта, едва ли не ростановская принцесса Грёза – Галя Берёзка, образ которой Дима создал и – полюбил.

Но, чтобы такая Галя приняла его, надо совершить множество усилий. Нежный банковский служащий – не её «объект». К слову, его контора, квартира, пижамка и — его тётушка показаны иронически. Мол, тухло жил Горин. В те годы постоянно снимали кино, где мотивом для изменений и личностного роста служит любовь. Превращение Димочки в Дмитрия происходит благодаря девушке, чьей благосклонности надо непременно добиться. А как великолепно заканчивается фильм – свидание на высоте! Так что — да, нужна Диме такая карьера.

Оцените статью