«Нужна принцесса»: куда можно зайти в поисках жены

Режиссёр Борис Рыцарев стал продолжателей традиций знаменитых киносказочников Александра Роу и Александра Птушко и большую жизнь снимал ленты о волшебстве. Первая же егоо работа в жанре сказки стала киношлягером — «Волшебная лампа Аладдина», снятая в 1966 году, и сегодня смотрится замечательно , а многие фразы из неё ушли в народ.

Борис Рыцарев использовал для своих лент самые разные основы: и русский фольклор, а арабские сюжеты, и европейские сказки.

В 1976 году он решил экранизировать Ханса Кристиана Андерсена, датского сказочник с доволььно своеобразным взглядом на жизнь. Так получился фильма «Принцесса на горошине» (1977).

Объясняя такой выбор, режиссёр говорил:

«Подсчитано, что во всей мировой литературе «от Ромула до наших дней» использовано чуть более двадцати сюжетов, они заложены в самих человеческих отношениях. Эти поэтические формулы можно изучать по Андерсену, как по учебнику, — здесь они просты и притом необычайно богаты мыслями, чувствами интонациями. Андерсен не требует модернизации: как всякий большой художник, он провидец. Вот почему мы со сценаристом Феликсом Миронером взялись за эту работу».

Любопытно, что Феликс Миронер прежде в этом жанре не работал, в его фильмографии были картины о реальности, но не о чудесах, так что в каком-то смысле уже очень опытный сценарист стал дебютантом.

Киносказка «Принцесса на горошине» позаимствовала сюжетную линию не только из одноимённой сказки, но и из ещё трёх сочинений Андерсена: сказок «Свинопас», «Дорожный товарищ» и «Самое невероятное». К хорошо всем известному повествованию о нежной Принцессе, которая намяла бока горошина, подложенная под десятки матрасов, добавились путешествия Принца, который отправился на поиски возлюбленной и попытался добиться расположения трёх королевских наследствиц. Первая оказалась слишком разбросанной (это Принцесса из «Свинопаса»),

вторая была влюблена в другого — заколдованного страшного Тролля, и Принц помог им воссоединиться (сюжет «Дорожного товарища», хоть и заметно изменённый),

третья изображала из себя знатока искусств, а потом предпочла всем хама и грубияна.

Принцу же ничего не осталось, кроме как возвратиться домой ни с чем. Зато там его ждал сюрприз.

Задумывая картину, Борис Рыцарев понимал, что во многом успех ей обеспечит главный герой — Принц, который должен был мгновенно влюблять в себя зрителей.

На поиски исполнителя ушло немало времени, и нашли его не в картотеке киностудии, а в обычной московской школе, где ассистенты Рыцарева отыскали девятиклассника Андрея Подошьяна. Рослого, с яркой внешностью парня, который не имел никакого опыта съёмок, утвредили, и быстро стало понятно, что выбор актёра удачен: Андрей с ролью справился отлично, а его неопытность и некоторая сдержанность при заметном темпераменте сделали персонажа ещё более привлекательными. Правда, на финальном этапе Борис Рыцарев всё же принял решение доверить озвучание Принца Станиславу Захарову, мастеру дубляжа. Но если этого не знать, то догадаться, что Принца создали два артиста невозможно: настолько

идеально совпали внешность Андрея Подошьяна и голос Станислава Захарова.

После премьеры Андрей Подошьян тут же превратился в кумира, юные и не очень зрительницы забрасывали его письмами с признаниями в любви, что ещё раз подтвердило правильность выбора Бориса Рыцарева. Занятно, что фактически повторилась история десятилетней давности: после выхода «Волшебной лампы Аладдина» исполнитель роли Аладдина Борис Быстров, которого «открыл» Борис Рыцарев, тоже пережил невероятный взлёт популярности.

Принцесс, сердца которых пробовал завоевать Принц, изобразили Ирина Юревич, Марина Ливанова и Светлана Орлова, в в ролях родителей Принца, Короля и Королевы, предстали Иннокентий Смоктуновский и Алиса Фрейндлих.

Вообще же на площадке собрался отличный состав, у Бориса Рыцарева появились Владимир Зельдин, Александр Калягин и Евгений Стеблов,

Виктор Сергачёв и Николай Лавров.

Отдельно отмечу две роли. Во-первых, это та самая принцесса, подлинность которой подтвердилась горошиной. Эту роль получила московская школьница Ирина Малышева. В отличие от дебютанта Андрея Подошьяна Ирина уже снялась в нескольких фильмах, а запомнили её сразу же после первого появления на экране в мелодрама «Сто одней после детства» (1975). Но интересно, что оба потом выберут Щукинское училище, где и получат актёрское образование.

Ну а другая роль, второстепенная, но невероятно красивая и берущая за душу, — это Тролль. Из-за проклятья Тролль уродлив, поэтому носит маску, открывающую лишь глаза. Конечно, нельзя тут не узнать голос Игоря Кваши, который и играет эту роль.

Потрясающе играет, потому что глазами рассказывает всю страсть и боль из-за невозможности быть с любимой.

К счастью, проклятье будет снято (кстати, в оригинале Андерсена всё иначе, но трактовка Феликса Миронера и Бориса Рыцарева мне нравится больше).

Поскольку герои «Принцессы на горошине» всё же европейские, съёмочная группа отправилась на съёмки в Чехословакию, где снимали эффектные уличные сцены на фоне средневековых замков. И кадрами можно наслаждаться: пейзажи действительно сказочные. Отдельное украшение картины — музыка. Режиссёр выбрал не современную музыку, а сочинения Антонио Вивальди, прежде всего узнаваемые «Времена года».

В процессе работы над сказкой Борис Рыцарев дал интервью журналу «Советский экран» и в нём рассказал, каким он видит главного героя:

«Был у Принца дар, который выручал его в скитаниях по андерсеновским сюжетам: своим прикосновением, ничуть не волшебным, а просто человечным и человеческим он превращал уродство в красоту, зло — в добро. Не слишком ли сказочный этот дар — судите сами».

Итак, это жизненный дар или всё-таки сказочный?

Оцените статью
«Нужна принцесса»: куда можно зайти в поисках жены
Печально, когда дочки знаменитых артистов рождаются не самыми симпатичными