— Сначала казалось, очень люблю. Теперь думаю, не очень. Так… ослепление, наваждение.
— А он?
— Говорил — любит. Врал. Не мешает, что курю?
— Да нет, я привыкла. У меня муж курит. А кто он по специальности?
— По специальности он – с в о л о ч ь.
Это цитата из фильма «Благословите женщину». Гений кинорежиссера Станислава Говорухина, проявившийся в таких фильмах как «Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль», «Ворошиловский стрелок» и многих других, обрел поистине новое значение в фильме «Благословите женщину».
Фильм снят по повести Ирины Грековой «Хозяйка гостиницы». Снят настолько проникновенно и качественно, что не может не вызывать восхищение. Станислав Сергеевич, как режиссер и просто как талантливый человек, пробуждает в душе лишь уважение.
Смущает другое. Фильм почему-то стал чуть не символом женственности, всепобеждающей любви и жертвенности во имя чего-то великого и прекрасного. Но так ли это? И есть ли между героями то самое чистое и светлое чувство, ради которого меняются люди, возводятся города, пишутся прекрасные стихи и сочиняется бессмертная музыка?
А не задумывались ли вы о том, что этот фильм является как раз красочной иллюстрацией о том, «как не надо выходить замуж»? А также просто-таки учебным пособием для абьюзеров.
Но все же начнем, как говорится, «плясать от печки».
Сюжет
Итак, начало фильма переносит нас в довоенное время в небольшой приморский поселок. Здесь мы и знакомимся с героями. Это юная и милая девушка Вера, чей взор полон мечтательности. И, (как говорил Карлсон) «мужчина в полном расцвете сил» по имени Александр – Шунечка. Судьбоносная встреча свершилась на берегу моря, где наш привлекательный полковник, сразу очарованный всеми прелестями (в прямом и переносном смысле) героини, воспылал к ней жгучей страстью.
Как потом выяснилось, для официального соединения с юной возлюбленной требовался сущий пустяк – оформить развод со старой женой. Да-да, именно это можно считать первым звоночком. Скорость, с которой начинается «вся морковь» и скоропалительные решения свойственны именно абьюзерам – с одной развелся, на другой женился, оставив разбитую семью и сына в придачу. Но – нет, нет, он же принц на белом коне, поэтому не будем придираться.
Герой, естественно, увозит нашу милую и доверчивую Веру от семьи, отрывает от любимой и заботливой мамы. Поездка в Москву просто ослепила героиню – Александр был щедр и заботлив. Но сказка быстро кончилась, начались суровые будни семьи военного.
Это и поездки по гарнизонам, и постоянные переезды: не успел обустроится на одном месте, как уже пришло новое назначение. И везде повторяется одно и то же – Шунечка, приведя молодую жену в очередной необустроенный полу сарай, который будет служить им домом, совершенно самоустраняется от решения бытовых вопросов. Как-то доставать продукты, готовить, стирать, убирать, колоть дрова на морозе – это теперь участь Веры.
Счастье есть?
Одним из показательных моментов является сцена, в которой Ларичев запрещает Вере проявлять какие-либо эмоции, кроме положительных, при его приходе. Как бы она не устала, как бы себя не чувствовала – хозяин на пороге. Значит, жена, как верная собачка, виляя хвостиком, должна его встречать мужа «с тапочками в зубах».
Кстати – запрет на эмоции один из характерных звоночков в поведении абьюзера. Это к тому же еще и прекрасный метод контроля.
Еще одним из таких моментов – едва ли не самым жестоким за весь фильм – стало «повеление» (иначе не скажешь) Ларичева сделать аборт.
Для тех, кто не в курсе – на дворе тридцатые годы и процедура проведения этой операции далека от современных реалий (впрочем, и сейчас бывает всякое). Большинство женщин после такого вмешательства лишались права быть матерью, а некоторые либо становились инвалидами, а то и вовсе погибали от не останавливающегося кровотечения. И именно такую участь уготовил Шунечка «своей любимой и единственной» женщине.
Именно здесь, а не ближе к концу фильма, уже проявляется вся натура Шунечки. Он тиран, крепко зацепивший свою жертву в лице Веры лишь только словами о любви. Кроме слов, никакого подтверждения его «любви» действиями вообще не происходит.
Более того – он, как опасный зверь, любит «поиграть» с жертвой, прежде чем окончательно добить ее. Не физически, конечно, а морально: но это в сотню раз больнее. Чего только стоит тот момент, когда он сначала навесил на Веру заботу о своем сыне, а потом, когда неутоленный материнский инстинкт взыграл в ней – насильно разлучил с мальчиком.
Военная карьера Ларичева не заладилась и в этом он обвиняет кого угодно, только не себя. В конечном итоге тиран умирает. Но это как счастливый финал: он оставляет своей жертве надежду на спасение.
Однако воспользуется ли Вера этим правом – быть счастливой?
Теперь немного о Вере. Героиня – типичная жертва, добрая, покладистая, перспективная (как жена и домработница, конечно). Ларичев не прогадал, сделав ставку на нее. Видимо от прошлого ресурса в виде первой жены пришло время избавляться, она уже стала отработанным материалом.
Показана ли в фильме любовь? Если и да, то только ее извращенная версия. Существует, в конце концов, так называемый стокгольмский синдром, при котором жертва и агрессор, находясь какое-то время вместе, начинают испытывать друг к другу привязанность и симпатию. Так устроена психика, ничего с этим не поделаешь… Но не надо так жить… не надо, милые женщины.