О чём советский фильм «Отпуск за свой счёт»?

Многие мои друзья считают этот фильм странным. Вроде увлекательная лирическая история, и в то же время не совсем понятен посыл от создателей картины.

Кто-то из зрителей сочувствует Кате Котовой (актриса Ольга Мелихова) и негодует на бесчувственного Юру в исполнении Игоря Костолевского. Мол, такое сокровище за ним ухаживает, а он кочевряжится.

А кто-то, наоборот, считает героиню чересчур навязчивой. Дескать, как бультерьер, вцепилась в мужика и без стыда и совести везде его преследует.

Лично я занимал сторону то одних зрителей, то других. Всё зависело от настроения, с которым я в очередной раз смотрел эту картину.

И если сорок лет назад, когда я был молодым человеком, я чаще занимал сторону тех, кто искренне сочувствовал главной героине и порицал Юру, то, став старше, я уже с понимание относился к позиции Юрия, считая его потерпевшим. Даже несмотря на его «прозрение» в финале картины.

Более-менее понятна роль второго главного героя — Ласло в исполнении венгерского актёра Миклоша Калочаи.

Тут всё понятно. Он влюблён, но вначале не хочет становиться частью этого любовного треугольника, так как Юра его хороший друг.

Но позже, когда он понимает, что треугольника, по сути, нет, он, конечно же, дает волю своим чувствам и пытается завоевать ответную любовь Кати.

Автор сюжета оставляет финал этой романтической истории открытым. Есть вроде бы разочарованная в любви героиня. Но её разочарование пришло ровно в то время, когда у Юры, наоборот, стали появляться чувства. И в то же время есть преданный и влюблённые в ней Ласло, которого она сама раньше не замечала, как Юра не замечал её.

Короче, как не крути, но в выигрыше осталась именно она, так как именно ей теперь выбирать, с кем из двух героев она хочет быть.

По поводу скрытых смыслов и возможных посылов. Сценарий написал известный писатель и драматург Валентин Азерников. Он всегда отличался тем, что писал простые житейские истории, в которых главным становился не конкретный сюжет, а человеческие эмоции героев, попавших в разные жизненные ситуации. А сама сюжетная история у него почти всегда второстепенна.

Вспомните другие фильмы по его сценариям: «По семейным обстоятельствам», «Искренне Ваш…», «При открытых дверях» и т.д.

Везде на первый план выходят именно герои фильмов с их личными переживаниями и характерами. А не линия сюжета, которая часто размыта.

Мне кажется, что он специально оставлял во всех своих фильмах открытые финалы, чтобы зритель не сосредотачивался на сюжете, а проникался во внутренний мир самих персонажей. И каждый зритель со своей личной шкалой ценностей сочувствовал тому или иному герою этих историй.

Хотя это лишь моё личное мнение. И я допускаю, что кто-то из зрителей увидел в этих фильмах нечто другое. Было бы интересно об этом прочитать в комментариях.

И это не комплимент, а констатация факта после многих оставленных комментариев на нашем канале.

Оцените статью
О чём советский фильм «Отпуск за свой счёт»?
Раиса Захаровна — роковая разлучница? Ни за что!