Правда, финал картины всё как бы ставит на свои места, и зрителем намекают, что, скорее всего, они опять будут вместе.
Но почему же в фильме произошёл этот развод?
Понятно, что его инициатором и «локомотивом» является героиня фильма в исполнении Алисы Фрейндлих.
Она якобы устала жить с неприспособленным к жизни мужчиной, а тут нарисовался солидный коллега-профессор, который по своим мужским качествам выгодно выделяется на фоне «непутевого мужа». Ну и процесс, что называется, пошёл.
Безусловно, что в любом разводе всегда виноваты оба. И даже неважно, кто из двоих больше, если этот развод уже произошёл. Поэтому я не снимаю ответственность с «непутевого мужа» с редким именем Наркис.
Возможно, он прошляпил тот важный момент, когда нужно было оживить «конфетно-букетный период» или, вовремя заметив появившиеся сомнения в душе супруги, попробовать их развеять.
Но такие аналитические способности имеют далеко не все мужчины, и ей это было наверняка известно, если прожила с мужем 20 лет.
Лишь когда я сама достигла сорокалетнего возраста, я на себе испытала те мысли и чувства, которые овладели главной героиней. И поняла, насколько точным является короткое название этой картины.
Так в чём же опасность «среднего возраста»? Причем не только для женщин, но и для мужчин? Для себя я сделала вывод, что в этом возрасте человек, безусловно, становится опытнее и мудрее, но и при этом ему кажется, что ещё вся жизнь впереди.
Поэтому появляется обманчивое убеждение, что всё ещё в своей жизни можно безболезненно изменить в лучшую сторону.
И в этом главная и роковая ошибка. Конечно, когда тебе 40-45 лет, то еще очень многое впереди. Но не «вся жизнь»!
И даже не её половина! И по-настоящему мудрые люди это понимают и поэтому легко проходят «кризис среднего возраста», правильно оценивая свои желания и свои перспективы.
А тот, кто это вовремя не осознал, попадает в ситуацию главной героини этого фильма. И делает несчастливой не только себя, но и своих близких.
В этом плане фильм очень поучительный. И не случайно автором сценария был 44-летний сценарист Роман Фурман, а режиссёром – 41-летний Александр Прошкин. Оба были в том опасном возрасте и отлично понимали, о чём снимают свой фильм.
Хотя, если спросить сегодня многих моих знакомых, то, вспоминая эту картину, большинство из них почему-то считают, что фильм рассказывает о некоем «нюхаче Нарциссе», который по ходу сюжета теряет свои уникальные способности, а потом они к нему опять возвращаются. И всё. А жаль.