«Дневник директора школы» — это новелла с неспешным повествованием. Динамичного развития сюжета нет, упор сделан на раскрытие характеров персонажей. Тонкий интеллигентный фильм.
Сразу хочется отметить талантливую игру Олега Борисова. Директор Борис Николаевич Свешников получился исключительной личностью, настоящим педагогом. Мы узнаем, что Борис с 16 лет находился на фронте, окончил литературный институт, несколько раз его произведения печатали в литературном журнале. Но именно в школе он нашел свое призвание.
Мягкий, тактичный, добрый человек. Кажется, что эти качества не подходят для должности директора школы. Есть моменты, в которых требуется жесткость, но любовь к профессии, ученикам, сочувствие и понимание – это сильные стороны характера героя.
Ия Саввина сыграла завуча и учителя химии Валентину Федоровну. И актрисе идеально подошел этот образ. Внешне строгая, закрытая, не позволяющая проявление эмоций. Но бесконечно одинокая и нуждающаяся в любви. В картине есть несколько моментов, наводящих на мысль, что Валентина Федоровна любит Бориса Николаевича. Прямо об этом режиссер не говорит. Но на юбилее пожилой учительницы присутствующие начинают петь лирическую песню. Валентина Федоровна бросает взгляд на Бориса. И столько в этом взгляде тоски, сожаления и нежности. И другой момент, когда Валентина Федоровна приболела, а директор пришел ее навестить. Строгая в школьных буднях Валентина Федоровна выглядит такой беззащитной в сорочке, с распущенными волосами.
Другой яркий характер раскрыла актриса Людмила Гурченко. Она сыграла учительницу Инну Сергеевну, выбравшую профессию не по зову сердца. Она знает, что одного из учеников периодически бьет отец. Но мало того, что не предпринимает никаких действий, так еще отправляет письмо начальству отца мальчика, чем усложняет ситуацию. Ребенок сбегает из дома, его снимают с поезда и приводят в милицию. Туда Борис Николаевич мчится по первому звонку. Когда директор школы говорит о том, что с Инной Сергеевной они не смогут работать в одном коллективе, учительница, уверенная в своей правоте, говорит такую фразу: «Я здесь была и буду, и Вас пересижу».
В картине показаны конфликты. Например, конфликт поколений. И среди девятиклассников, которым Борис Николаевич преподает литературу, есть строптивые ученики. И отношения со взрослым сыном складываются не лучшим образом. Но все показано настолько тонко, интеллигентно. Споры ведутся цивилизованно, с размышлениями и аргументацией точки зрения.
Моменты, когда директор находится дома, в расслабленной обстановке среди близких людей, эстетичны. Это и игра в шахматы с сыном, и семейные завтраки, и диалоги с мудрой женой, которую сыграла Алла Покровская. Проблема не нова – сын бросает институт, собирается жениться, не имея никакой материальной базы. Выбор сына не одобряется, но и к этому герои относятся с уважением и деликатностью. Вот сильная сторона фильма – уважение к людям. Ученикам, коллегам, друзьям юности, к выбранной профессии.
В картине директор школы говорит такую фразу: «Это сейчас у многих появились телефоны, а раньше люди писали письма. И это дисциплинировало ум, учило взаимному уважению». В 1975 году были стационарные телефоны, но люди уже задумывались о том, как отдаляются они друг от друга. В наш век компьютеров и высоких технологий проблема живого общения стала актуальной.
Но педагоги с большой буквы, чуткие, добрые, понимающие люди есть и сейчас. Они идут в школу по зову сердца, они вкладывают в любимое дело частичку душу. И многие бывшие школьники с теплотой и благодарностью вспоминают таких учителей.