О фильме «И жизнь, и слезы, и любовь» (1983)

«И жизнь, и слезы и любовь» (1983) – тонкий душевный фильм о скоротечности жизни, о старости. Режиссер Николай Губенко, словно создал памятник – в этой картине появились пожилые актеры, для некоторых из них (Сергей Мартинсон) эта роль была последней. Каждый момент в картине пропитан грустью и ностальгией.

Сюжет: В требующей ремонта старинной усадьбе расположился дом престарелых, где доживают свои дни старики. Когда-то они были молоды, влюблялись, добивались успехов в профессии, совершали подвиги на фронтах. А сейчас с тоской встречают новый день. Привычный распорядок, невкусная еда в столовой, вечера перед телевизором.

И вот в этом «сонном» и угрюмом царстве появляется луч света в лице нового главного врача Варвары Дмитриевны. Она становится для стариков лучшим другом. Каждого выслушает, приободрит, даст надежду. Варвара Дмитриевна лечит не только тело, но и душу. Методы работы нового врача не нравятся директору дома престарелых, для которого старики – это контингент. Он, в отличии от Варвары Дмитриевны, видит в них не личность, а капризных чудаков.

Все актеры великолепно справились с задачей, детально передали характер персонажей. Жанна Болотова сыграла так убедительно, что даже в кадрах без слов от ее героини веет добротой, милосердием, тактичностью. Старики тянутся к ней как к солнышку. В кабинете постоянно кто-то находится, вспоминает истории из юности, рассказывает о любви. А Варвара Дмитриевна стремится сделать жизнь стариков яркой, настоящей.

Один из ее пациентов – Павел Андреевич уже не встает с кровати, не говорит. Его взгляд погас, в нем нет жизни. Но Варвара Дмитриевна дает обещание, что летом она прогуляется со стариком по цветущему саду. А пока просит его с помощью специального приспособления записывать на бумаге все свои мысли. И состояние Павла Андреевича улучшается с каждым днем. Этого героя великолепно сыграл актер Федор Никитин. Он стал известным еще в ту эпоху, когда снималось немое кино. Глаза актера полны спокойной мудрости, во всем его облике истинное благородство.

Столько же благородства и утонченности в образе Софьи Петровны, бывшей оперной певицы. Ее блестяще сыграла актриса Елена Фадеева. Как преображается героиня, когда появляется симпатия к Павлу Андреевичу, как горят ее глаза, когда дом престарелых с размахом отмечает юбилей Софьи Петровны. Наблюдать за игрой актеров старой школы – эстетическое удовольствие.

Петр Щербаков воплотил образ настоящего начальника. Со стариками он держит внушительную дистанцию. Грубого слова не скажет, но и душевное тепло не проявит. Как говорит в фильме Федот Федотыч: «Главное, чтобы контингент вовремя поел и поспал». Условно отрицательными, но такими яркими и обаятельными героинями стали медсестра Маша (Наталья Крачковская) и повариха Антонина (Наталья Гундарева). Гундарева великолепно сыграла пышущую здоровьем хохотушку, энергия в которой бьет ключом.

Евгений Евстигнеев сыграл доброго, работящего, но пьющего сотрудника дома престарелых. За одну зарплату он совмещает несколько должностей, всегда на подхвате, на нем, как на гвоздике, многое держится. Но выпивка его слабость. Любовь Соколова сыграла милосердную и заботливую медсестру Полину. С каждым стариком она нянчится как с ребенком.

В фильме также появился известный оперный певец Иван Козловский. Он сыграл самого себя.

Режиссеру Николаю Губенко удалось создать грустную красивую историю. Даже особняк выступает в фильме отдельным героем. Ведь когда-то там кипела жизнь, от которой остались старые стены, перекошенные рамы, скрипящие полы. С появлением Варвары Дмитриевны старость, болезни, одиночество не исчезли. Но появляется жажда жизни. Получать радость, чувствовать любовь можно и на закате лет. И это режиссер показал нам – зрителям.

Оцените статью