«Ну хорошо, а дальше?» — заинтересовался режиссер Георгий Данелия, «А дальше я еще не знаю» — честно признался сценарист Геннадий Шпаликов. «Вот только сцену с девушкой и велосипедистом под дождем придумал и все». Такой разговор состоялся весной 1963 года на кухне в квартире Данелии. Шпаликов пришел не с пустыми руками, а с бутылкой шампанского в авоське. Поэтому написание сценария к легендарному фильму «Я шагаю по Москве», превратилось в настоящий праздник.
Существует легенда, что самой трудной была первая сцена
Актриса, которая должна была сниматься не пришла, ее заменила студентка ВГИКА. Сняли крупные планы, после чего девушка убежала сдавать экзамен. А вот босые ноги в кадре журналистки, пришедшей на интервью с режиссером. «Были нужны ноги, они и пришли», — позднее шутил Георгий Николаевич Данелия.
Москву снимали с вертолёта?
А вот сцену с полотером, которого сыграл Владимир Басов, придумали, когда Шпаликов и Данелия наткнулись на уборщицу в подъезде. Сценарист быстро сбегал домой, взял ручку и коробку из под торта на которой и записал умные мысли работницы ручного труда.
Дождь на съёмках изображали с помощью пожарных гидрантов. Так же из гидрантов в течении нескольких часов поливали асфальт, чтобы в последствии снять, как в лужах отражаются фонари.
Увидев кадры съемок Москвы с птичьего полета, киночиновники спрашивали оператора картины Вадима Юсова «А вы, что сняли это с вертолета, а кто вам разрешил?». Но ни вертолета ни самолета у съемочной группы не было. Секрет прост, оператор вместе со сценаристом и режиссером гуляли по крышам столицы. Большинство панорам снято со Сталинской высотки на Котельнической набережной. А памятник Маяковскому снимали с крыши ныне не существующего ресторана «София».
Одна из главных площадок фильма — метро
У Георгия Данелия в пяти фильмах есть эпизоды снятые в московской подземке. Многие утверждают, что такая любовь к метро у режиссера от отца, который был метростроевцем. В фильме «Я шагаю по Москве» все начинается со станции Студенческая. Герой ищет пресловутый Строительный переулок, которого, к слову, никогда в Москве не было. Его придумали сценарист с режиссером, а заканчивается картина на станции «Университет». Почти для всех молодых актеров это был кинодебют. Съёмки проходили легко и весело.
Фильм снимался в 1963 году, когда станция «Университет» была конечной, поэтому в действительности разъехаться в разные стороны с неё герои картины не могли. В кадре даже видна табличка «Посадки нет». Но когда кинолента вышла в прокат, ветку уже продлили до «Юго-западной».
Скандалист этот ваш Михалков
Все ребята старались попасть в образ. Единственный кто успел повздорить с Георгием Николаевичем был восемнадцатилетний Никита Михалков. Он потребовал увеличить гонорар за съемочный день с восьми до двадцати пяти рублей.
Правда на этот шаг его подбил брат Андрей Кончаловский. Да и конфликт быстро угас. Никита нашел способ задобрить мэтра домашней настойкой. На вопрос почему эту картину так безоговорочно полюбили все зрители, очень точно ответил режиссер Михаил Ромм: «Вспоминаешь фильм и хочется улыбаться». Картина начинается с улыбки и кончается ею. Она улыбается всеми своими кадрами.