Обида Таривердиева и скромность Басилашвили: кое-что о фильме «Вокзал для двоих»

В 1982 году на экраны вышел один из лучших фильмов Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», который сам режиссер называл частью трилогии о любви вместе с «Иронией судьбы» и «Служебным романом».

Все эти фильмы, по словам Эльдара Александровича, объединяет одна идея – как в суетной жизни, полной невзгод, встречаются два человека, между которыми возникает искреннее чувство любви.

В основе фильма «Вокзал для двоих» лежат две истории из жизни. Первая история произошла с композитором Микаэлом Таривердиевым, у которого в 1960-е годы был роман с актрисой Людмилой Максаковой.

Во время ночной поездки композитор якобы посадил за руль «Волги» возлюбленную, когда она ехала, из кустов выбежал человек, которого Максакова сбила насмерть, а Таривердиев взял вину на себя, получил срок, но был освобожден по амнистии.

С актрисой после завершения процесса он больше не общался, так как она не сочувствовала ему, приходила на суды в качестве свидетельницы в компании друзей. Также композитор очень обиделся на Рязанова, который сделал его историю достоянием общественности.

Вторая история связана с поэтом Ярославом Смеляковым, который три раза отбывал сроки в лагерях. В 1953 году после смерти Иосифа Сталина поэта отпустили навестить его друзей – известных сценаристов Юрия Дунского и Валерия Фрида, которые в то время проживали на поселении в нескольких километрах от лагеря. Утром Смеляков должен был прибыть на зону, опоздание приравнивалось к побегу.

Друзья после вечерних посиделок проспали, и Дунский с Фридом тащили товарища на себе до ворот зоны к утренней проверке. Именно эта история побудила Рязанова взяться за фильм «Вокзал для двоих».

С Людмилой Гурченко режиссер впервые работал в 1956 году во время съемок «Карнавальной ночи». Рязанов позже планировал продолжить сотрудничество с Людмилой Марковной, однако из-за отказа сотрудничать с органами госбезопасности актрису надолго запретили снимать в главных ролях. Позже Рязанов пробовал ее на главную роль в фильм «Гусарская баллада», но актриса была в депрессии и не показала себя на пробах в полную силу.

В середине 70-х годов Людмила Гурченко пробовалась на роль Нади Шевелевой в «Иронии судьбы», но и тут режиссер вынужден был ей отказать. А вот на главную роль в «Вокзале для двоих» актриса прекрасно подошла, хотя роль писали для Алисы Фрейндлих.

Роль пианиста Платона Рябинина сразу была написана для Олега Басилашвили, которому режиссер пообещал до этого главную роль в шуточной записке. Актер несколько недель провел в колонии, где смотрел на образ жизни и манеру поведения заключенных, которые поначалу относились к нему враждебно, ведь Олег Валерианович, в отличие от них, питался нормально, и спал в отдельной комнате.

Снимать начали с финальной сцены в колонии в конце зимы, чтобы успеть захватить морозы. Это помогло актерами быстро найти общий язык. До этой работы Гурченко и Басилашвили даже не были знакомы, а тут – мороз, поле, ни согреться нормально, ни в уборную сходить. Так постепенно и начали общаться.

Басилашвили – человек крайне интеллигентный, и всегда с посторонними женщинами держал себя на расстоянии. А тут в сценарии прописан поцелуй. К концу съемок они стали почти родными людьми.

Никита Михалков идеально подошел на роль жлоба, хотя у актера с таким типажом не были ничего общего. Но Никита Сергеевич, по словам Рязанова, на съемочной площадке отличался тем, что выполнял все требования режиссера, и прекрасно справился с ролью.

В итоге получилась замечательная мелодрама, которую читатели журнала «Советский экран» выбрали фильмом года. И не зря – классика же.

Оцените статью
Обида Таривердиева и скромность Басилашвили: кое-что о фильме «Вокзал для двоих»
Она потратила на Афоню два года