Иногда даже кажется, что Лядовой и говорить ничего не надо, такие у неё глаза выразительные. И все чувства её Любки понятны без слов. Удивительно так, что не оторваться. В противовес сказанному, еще большее удивление появляется, когда актриса вступает в диалог. Необычный тембр, тягучесть, красноречивые паузы. И вот это сочетание взгляда и речи — это магия в чистом виде.
🎬Любка (2009)
Любка или Любовь Никитична (Елена Лядова) – молодая, умная, красивая, талантливая, душевная, человечная. Зэчка. Самый настоящий главарь воровской банды, однажды взявшая на себя такой «крест», и слову которой подчиняются все мужики, воры в законе.
Когда-то девочка Любочка жила с мамой и папой в благополучной семье. Ровно до тех пор, пока раскулаченную семью не отправили в ссылку, а Любу мать не отдала чужим людям в пути, схоронив других детей и в надежде, что хоть кто-то выживет. Отдала приятной паре, мечтающей о детях. Вот только пара эта оказалась ворами. Девочку они любили, но что выросло, то выросло. В воровской среде не воспитываются профессорши университетов. Сызмальства Любка была форточницей и помогала обносить квартиры, а потом как-то логично стала во главе банды. Люба очень сообразительна, дисциплинирована, умеет грамотно организовать процесс и ловко руководит ворами.
Было и счастье в личной жизни. Любимый человек, беременность. Но все оборвал арест и тюрьма. Ничего больше у Любки не осталось. Только старые связи в воровском мире, куда она не хочет возвращаться после освобождения.
И тут очень вовремя появляется в жизни Любки талантливый врач Ира. Ирина Михайловна (Анастасия Городенцева) – дочь выпускницы Сорбонны и главврача госпиталя, у которого «десять лет без права переписки». Ира с мамой вынуждена уехать из Москвы на далекий Урал. Когда мама внезапно умирает, Ира остается одна с грудной дочкой и трудится в местной больнице. Но фамилия Иры – Зальцман, что в 1952-1953 году не самый удачный вариант.
Ире нужна помощь. Няня для дочки Сони. И в няни милая и наивная Ирина выбирает только что освободившуюся уголовницу Любку. Несмотря на недоумение окружающих, она доверяет ей самое ценное – своего ребенка.
И боже мой, что творит Люба, оказавшись в доме! Почему-то возникла ассоциация с древней присказкой о том, что самые лучшие жены и матери получаются из проституток.
Люба оказывается великолепной хозяйкой. Она варит вкуснейшие борщи, моет, стирает, гладит, убирает, чистит, ходит на рынок, умело торгуется, «обуючивает» комнату и жизнь Иры – тут вам и стулья, и занавески, и новое пальто, и защита от нападок соседки. Люба не просто заботлива и внимательна по отношению к Сонечке – она искренне любит девочку. Люба внимательна ко всем мелочам, и когда Соня заболевает, она самостоятельно ставит ей уколы, делает все так, как мама-врач, всего лишь раз понаблюдав за процессом. Кажется, что Любка знает об этой жизни ВСЁ. И как копить деньги, и на что их тратить, и где хранить, чтобы домушники не нашли!
И в этом вся Люба – с неуёмной энергией, хваткой, трудолюбием, аккуратностью и отчаянным желанием любить, заботиться и иметь собственный дом. Быть воровкой – априори плохо, тут без вариантов. Но почему-то хочется вспомнить цитату Джоан Роулинг из «Гарри Поттера»:
«Вовсе ты не плохой человек! Ты очень хороший человек, с которым случилось много плохого, понимаешь? Вдобавок мир не разделен на хороших и плохих, в каждом есть и тёмная, и светлая сторона, главное в том, какую ты выбрал — это определяет всё».
Поразила меня не только Лядова. Какова здесь Анастасия Городенцева! Вежливая, тихая интеллигентка Ира, верящая в справедливость, и зэчка с жаргоном Любка, твердо знающая, что в этой стране никакой справедливости быть не может. Любка, исключительно благодаря которой Ира не сломалась.
Они как колючий чертополох и нежный одуванчик. Из разных миров. Но как дополняют друг друга, как уважительно обращаются – по имени-отчеству. Это так трогательно, учитывая все обстоятельства сюжета, что до слез. Да и вообще есть в фильме сцены, над которыми замираешь, хочется поставить на паузу, «переваривать», пересмотреть еще раз, чтобы послевкусие подольше осталось. Например, как Любка рассказывает Сонечке сказку, или как заявляется в театральном костюме царицы, или когда Ира получает письмо и сидит на чемодане.
«Любка» — это история о том, как не потерять себя. С визуально грамотной атмосферой съемки – такая серость, припыленность, почти имитация черно-белой эпохи и черно-белой жизни, которая раскрашивается в финале, под звуки патефона и надежды найти Любку. Между строчек письма без обратного адреса.