На днях я уже начала сравнивать два варианта «Обыкновенного чуда» — 1964 и 1978 года. В варианте, созданном Эрастом Гариным, главный герой – Медведь, для которого любовь сделалась важнейшим фактором превращения в настоящего человека, тогда как у Марка Захарова всё крутится вокруг Волшебника – создателя собственных миров для персонального развлечения. То ли со скуки, то ли ради того, чтобы себе что-то доказать.
В фильме 1960-х происходит чудо, но ничто не рушится – в версии 1970-х погибает матрица Волшебника и персонажи словно бы вырываются из неё, уходя в неведомое пространство и оставляя демиурга на пепелище странного чертога. И да – Волшебник в исполнении Алексея Консовского – добрый сказочник, тогда как персонаж Олега Янковского – не добр и не зол, ибо он – просто энергия творения.
Версия 1964 года – это своеобразный ответ Надежде Кошеверовой с её «Золушкой» (1947) – много общего в декорациях и платьях, в лёгком настроении, а бывший Принц-Консовский сделался тут Волшебником, а по внешнему антуражу он напоминает …отца Золушки. Опять же Король, в роли которого выступил сам Эраст Гарин, копирует своего «коллегу» из фильма Кошеверовой.
В его устах все эти разговоры о зле и кровожадности звучат миленько и кажутся шуткой или самооговором – не может такой король-дитя в шотландской юбочке быть отравителем, например. А вот персонаж Евгения Леонова – вполне. Этакий Доцент из «Джентльменов удачи» (1973) с ухватками деспота. Этот и ножичком может. И, так сказать, моргалы выколоть. Но да, любит свою дочь. Не без слабостей тиран.
Отличаются и Медведи – Олег Видов играет существо, коему реально плохо в человеческом обличии, просто ощущается эта неуютность и неприкаянность. Он застенчив, хмуроват. Реально хочет в свои леса. Вместе с тем, он по-своему интеллигентен — взял лучшее у хомо-сапиенсов. (Эх, повезло же Волшебнику со своим питомцем — не то, что профессору Преображенскому). Александр Абдулов играет тут всё то, к чему привык – балованного, красивого парня, знающего, что он – красив.
Принцесса у Нелли Максимовой получилась стандартная. Хорошенькая, в пышном платьице, при короне. Она тут – объект, а не субъект, несмотря на побег в мужском платье и широкополой шляпе. У Евгении Симоновой девочка-характер и даже странно, что такая маленькая богиня с крепкими кулачками в те же годы снималась в роли прилипчивой Кати Снегирёвой, влюблённой в пьяницу Афоню. Талант!
У Марка Захарова вообще все почти герои «выписаны» лучше (Медведь — исключение). Они составляют выверенный ансамбль – и статс-дама (Екатерина Васильева — гениальна и роскошна), и все эти министры, и охотники, и даже фрейлины. Эраст Гарин сосредоточился на Медведе и, что естественно, на не самом главном действующем лице – Короле. Сие неудивительно, раз уж режиссёр сам его сыграл.
Интересно, что Андрей Миронов значительно смягчил Министра-администратора, сделав из конченого пoдлеца, каковым он является по пьесе, этакого бонвивана и даже (о, ужас!) вполне симпатичную личность с песенкой про «бяк-бяк-бяк». В фильме 1964 года Георгий Георгиу, вечно изображавший гадов и пoдонков, играет то, что написано Евгением Шварцем и уж точно не вызывает положительных эмоций.
Кроме того, если уж речь зашла о «бяк-бяк-бяк» в захаровской телеверсии – отличная музыка Геннадия Гладкова, давным-давно живущая отдельно от картины, что говорит о несомненной удаче. Да, тексты самого Юлия Кима! Если же резюмировать, то лента Эраста Гарина – симпатичная, а у Марка Захарова – настоящий шедевр. Поэтому-то его и крутят по сию пору, а «Обыкновенное чудо»-64 просто любопытно глянуть, но и только.