Гостья моего блога предложила мне сравнить два «Обыкновенных чуда» — 1964 и 1978 годов. Непременно будет! Однако начать я хочу издалека — с одной важнейшей детали (она же – основное различие этих двух постановок). В пьесе Евгения Шварца, равно как в фильме 1960-х главными героями были Медведь и Принцесса, тогда как в телевизионном варианте 1970-х главный герой – Волшебник, а Медведь, Принцесса, Король, фрейлины, охотники, министры – это всего лишь фигуранты его персональной сказки.
Да, это прописано и в тексте, и есть в версии-64, но у Марка Захарова это – основная линия. Вообще, в «Обыкновенном чуде»-78 пара Волшебник и его жена смотрятся куда как эффектнее пары Медведь + Принцесса. Именно потому, что герой Олега Янковского тут рулит – он основной даже в тот момент, когда его «марионетки» стали действовать, как хотят и ушли куда-то в пространство, заставив чародея поджечь свой феерический чертог.
Вообще, у Захарова получился интереснейший и – пугающий образ. Это не просто Волшебник из детской сказки, превращающий медведей в красавцев. Это – демиург, творящий миры для собственного развлечения. Он говорит: «Вот я и взял, собрал людей, перетасовал их». Он вечен и …одинок. Его жена – такая же фигурантка грандиозного действа. Не равная персона, а временная спутница и она понимает это.
Печально, кромешно и патетично звучит фраза, обращённая к супруге: «Я, на свою беду, бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки». Заметим, что в финальной сцене жена отсутствует – она погружена в сон. Волшебник – создатель Матрицы и даже нескольких матриц, ибо история Медведя – это не первая его сказка и такое чувство, что не последняя. За сожжёнными декорациями воспоследуют новые.
Примечательно, что Волшебник и добр и не зол. Он – энергия, принявшая антропоморфное обличие. Его дом – мастерская созидателя матриц. Какие-то артефакты и механизмы. Однако настораживает изображение дракона, которое упорно показывают зрителю. Волшебник «позирует» на фоне дракона. Это — копия с гравюры 1702 года Иоганна Цана «Излучающий глаз. Дракон, видимый под разными углами зрения». Изначально изображение являлось частью научного труда по оптике и объясняло читателю, что такое угол зрения.
Если смотреть на это философски, то это намёк на относительность добра и зла. Дескать, это как посмотреть. Даже любовь – высшее из проявлений человеческой натуры – бывает смертоносна. А вообще, Марк Захаров словно бы заглядывает в будущее, когда всё тот же Олег Янковский будет играть Дракона, Александр Абдулов – Ланселота и мы снова увидим противостояние. Такое чувство, что Волшебник и стал Драконом по итогам своей последней (на самом деле нет!) сказки.