Очень неприятная и хищная личность советского кинематографа

Одним из самых скучных и унылых режиссеров в СССР был Сергей Герасимов. Его нудные, тягучие фильмы могут сравниться, пожалуй, только с поделками Тарковского, но у последнего все-таки, во-первых, случилась одна гениальная вещь («Андрей Рублев»), а во-вторых, Тарковский снимал заведомо «для себя» и узенького круга фанатов. Герасимов же пытался работать на широкую аудиторию, но безрезультатно.

И вот пересмотрев замечательный фильм Василия Шукшина «Живет такой парень», мне стало понятно, что Герасимов не мог самостоятельно не то, что снять кино, но даже и сценарий придумать. Ведь главный сюжетный ход «Журналиста» Сергей Аполлинариевич позаимствовал именно у Василия Макаровича. Москвич-журналист Юрий Алябьев приехал на Урал в командировку, а инженер Гена на Алтай — по распределению.

Оба молодых человека встретили на востоке местную красавицу и конечно же сразу влюбились. Оба даже и не мыслят о переселении поближе к горам — их задача закончить дела и вернуться в Москву. Обе девушки, уральская и алтайская (между прочим, с идеальным «московским» произношением) отказали бравому местному парню. Шура Окаемова главреду Реутову, а Настя — Пашке Колокольникову. А вот дальше начинаются различия.

Я уже писал, что из «Журналиста» можно был бы смастерить вполне приличное кино, если бы только урезать его раза в два и слегка переписать диалоги. Характеры героев-то там в целом переданы достоверно. Приличная девушка Шура Окаемова отказалась сожительствовать с Алябьевым, гордо пошла против коллектива, съехала из отдельной избушки под крылом сварливой Аникиной и согласилась отправиться с Алябьевым в столицу только когда тот вернулся в Горноуральск и выразил намерение сочетаться браком.

Библиотекарша Настя совершенно не такая. Обратите внимание: девушка работает не формовщицей на заводе, а в библиотеке, тем самым претендуя на попадание в интеллигенцию. У Насти одна-единственная мечта — переехать в Москву. Поэтому мишенью выбран тихий шашечник инженер Гена. Но с Геной нужно ждать. И вот появляется Паша Колокольников. Уже имея «законного» парня, Настя сразу же бросается с танцевать с неизвестным для нее человеком. Можно себе представить, как неприятно было инженеру Геннадию. И хотя Паша Настене явно не нравится, работница умственного труда все-таки подпускает Павла к себе поближе, но когда узнает, что тот наврал про Москву, испытывает жгучее разочарование. Придется возвращаться к постылому Геннадию. «Как же ты так, с первым встречным» — туманно упрекает возлюбленную вяловатый Гена.

А вот тот же Паша Колокольников? Да, он хвастун и задира. Но Павел развил бурную деятельность. Не испугался группы хулиганов, «наехавших» на Пашу в клубе, а потом интеллигентно и технично разрулил конфликт. Обыграл соперника в шашки. Взял Лидию за руку, рискуя быть «опозоренным на весь клуб». Влез к девушке в окно. Позже Герасимов позаимствует этот ход у Шукшина, только героев местами поменяет. Я уж не говорю про подвиг, который Павел совершит в конце фильма. Именно Паша свел любимую Настю с ненавистным Геной в кабине грузовика. А инженер сидет и сопли жевал.

Я не утверждаю, что именно Колокольников — идеальный жених для Настены. Напротив, я совершенно уверен, что для нее идеальный жених — тот, кто сумеет увезти с Алтая в Москву, столицу России. Вот только такой практичный и хищнический подход какой-то немного неприятный, вы не согласны?

Оцените статью
Очень неприятная и хищная личность советского кинематографа
«Д’Артаньян и три мушкетёра»: как режиссёра засудили из-за песни Миледи и почему фильм целый год не выходил в прокат