Сатирическая сказка с неправдоподобным концом. Трагедия, драма, трагикомедия. Но никак не «лирическая комедия». И никак не с положительным героем. А ведь именно в такой упаковке многие воспринимают «Афоню».
Со времен юности ни разу не было мне смешно. А вот плакать хочется всегда. При всей любви к советскому кинематографу, по собственной воле никогда не включаю. Но муж очень любит Леонова и этот фильм в том числе. Потому не далее, как на прошлой неделе за ужином я в очередной раз смотрела, как человек на дне старательно ищет пути, как бы спуститься еще ниже.
Я изложу свою точку зрения, свой взгляд на главного персонажа, а уж вы решайте сами, соглашаться или нет. Пожалуйста, не забывайте, что каждый имеет право на мнение! Для кого-то и Бузыкин – идеальный мужчина.
Афоня (1975)
Афанасий Николаевич Борщов. Воспитывался в деревне теткой, так как родители погибли во время войны. После армии и училища работает в ЖЭКе сантехником 4-го разряда, живет в скромной городской однушке и носа в родную деревню не кажет.
Афанасий настолько эгоистичен и неблагодарен, что даже не вспоминает несчастную и одинокую тетю Фросю, которая так всю жизнь его и прождала на завалинке, свитерочки любимому племяннику до самой смерти вязала. Друг детства из Борщовки «Егоза» также заброшен на дальнюю полку. Теперь у Афанасия новые товарищи. Собутыльник Федул, например.
Основное занятие Афони даже на работе – это поиск возможности выпить. Так как это благородное дело не оплачивается, то приходиться брать взятки с клиентов, которым явно не повезло, что поломка раковины/унитаза или прорыв трубы пришлись на смену Борщова. Пьет Афанасий много и часто. До забытья. До состояния «нестояния». После чего даже не всегда помнит тех, с кем пил.
Быть может, хотя бы глубоко в душе Афанасий хороший специалист? Нет. Работать и не умеет, и не любит. Да и зачем ему? На бутылку «нахимичить» можно, а большего ему и не надо. Как вы помните, у него даже макарон нет.
Как наставник практикантов Афанасий себя также зарекомендовал плохо. То, какой он человек и специалист, поняли даже юные студенты-практиканты, отказавшиеся с ним работать. Чему может научить алкоголик, который ко всему прочему еще и мошенник – в одной квартире хорошую раковину обманом забрал, в другую, к понравившейся женщине, установил?
Афанасий — эдакий шутник и балагур, который разговаривает присказками и прибаутками. Ну и без конца врёт всем. Кажется, не соври он хоть раз в день, то земля остановится. Афанасий — хам и грубиян, неважно, кто перед ним – собутыльники или начальство.
Даже мечты у Афони – говорящие.
«— Афанасий! Если бы тебе предложили планету с любой жизнью, ты бы с какой выбрал?
— Да где пиво бесплатное.
— А я б с такой как наша, только чтоб войн не было, очагов напряженности. Чтоб люди жили в мире и согласии, не обижали б друг друга… по пустякам».
Отношения с женщинами: сожительница уходит от Афанасия после двух испорченных лет жизни, отвесив ему пощечину, и тут же на горизонте молоденькая и симпатичная медсестра Катя. Катерина Снегирева, об которую Афанасий с видом знатока, тщательно и мастерски, вытирает ноги. Как-то в комментариях к тесту по «Афоне» мне написали, что ничего-то я в женщинах не понимаю, и Катя — образец идеальной женщины и жены. И поведение такое мужчинам нравится, и слепое преклонение перед сильным полом – равно уважение. Ну да, ну да. Но сегодня мы не о характере Кати.
То, что у глупенькой и наивной девочки напрочь отсутствует чувство собственного достоинства, гордость и здравый смысл, конечно не дает право Афанасию пользоваться ситуацией. Он едва посмотрел в её сторону, а Катя уже увольняется с работы и едет в деревню. Вот это вот её:
«Афанасий! Мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы…»
просто поражает каждый раз.
Катерина откровенно предлагает себя, Афанасий берет предложенное и сваливает в закат. Как это по-мужски! Просто герой.
Я ничего не пропустила?
Ну хоть что-то положительное есть в этом человеке? Ах, да, конечно. Узнав, что тетя Фрося умерла год назад, Афоня впадает в депрессию и плачет горькими слезами. В это момент следует проникнуться к его непростой судьбе запутавшегося человека, пожалеть, понять и простить. Не получается. Я вижу здесь пьяную истерику, не более. И в первую очередь вспоминается тетя Фрося, которая от боли и одиночества сама себе письма писала от его имени. И сосед дядя Егор, упрекающий Афоню в равнодушии – тот самый голос разума и один из адекватных персонажей фильма.
Вообще вся эта попытка «начать новую жизнь» в деревне – очередная прибаутка. Шанс измениться есть, но для Афони он превращается в элементарный побег от самого себя, способ ничего не решать. Да, чуть ранее поймал кураж, дозвонился до станции скорой помощи, узнал, что Катя уехала и все, свесил лапки. Была ли любовь? Конечно, нет. То, что Катя ему не нужна – очевидный факт, ведь еще минуту назад Афанасий собирался лететь хоть в Мурманск, хоть в Петрозаводск, хоть в Череповец. Но тут Катя сама подкатила, очень удачно все складывается.
Итак, если коротко резюмировать, то Афанасий Борщов, он же Афоня – аморальный и равнодушный эгоист, маргинал и алкоголик, который прочувствовал вкус власти над простыми людьми, у которых прорвало унитаз.
И фильм, по идее, показывает нам свет в конце тоннеля. Вот тут Катерина, вот тут самолет в любой город. Лети, начинай всё с чистого листа. Только не верится в чистый лист. Катю жалко, поедет ведь с Афоней хоть на край света, будет преданно в глаза смотреть, а он так же старательно её не замечать.
Фильм задумывался как драма, обличающая духовное падение человека, пагубные пристрастия и аморальный образ жизни. В одной из первых версий сценария влюбленная Катя кончает жизнь самоубийством. Мрачно? Еще бы. Но именно это – реальность. Не тот сказочный финал, а боль, которую не получилось пережить.
«Афоня» — это классика советского кинематографа и навсегда ей останется. «Афоня» — гениальный фильм. Гениальный и очень тяжелый. Да, тяжелый. Несмотря на обилие комичных сцен, забавных диалогов, для меня драмой и остался, как и задумывалось.
Говорят, что Данелия взял Леонида Куравлева, потому что решил, что его герою зрителям будет проще простить слабости. Наверное, он оказался прав. Куравлева-Афоню прощают. Простили бы Высоцкому, Проскурину или Щербакову, которые планировались на роль – вот где вопрос.
Слоган фильма — «Плохой хороший человек».