Иными словами, грамотный сюжет положет на совершенно непотребную кинематографию. Вот есть, например, «Дайте жалобную книгу». Там все герои либо положительные, либо безобидные. В фильме «У озера» обратная ситуация.
Там все персонажи отрицательные. Нет ни одного позитивного, с которого можно было бы брать пример. Такими были Екатерина Воронина, Саня Григорьев, Зина Прищепкина. Таких в «У озера» не было.
Лена Бармина — дочка ученого. Она неглупый человек, хорошо знает поэзию. Закончив школу, вместо того, чтобы ехать поступать в институт, Лена устроилась работать библиотекарем. Все перспективы в труху.
Причин было две. Во-первых, «чтобы быть с папой», во-вторых, Лене понравился женатый руководитель кобмината Василий Васильевич Черных. И какой итог этого странного поступка? Помогло ее папе то, что Лена «осталась с ним»?
Нет, папа умер. Вряд ли он был в восторге от того, что дочь перечеркнула свое будущее. С Василием Черных тоже ничего не вышло. Неудивительно — он на 22 года старше, а кроме того, «с прицепом».
Параллельно Лена «на коротком поводке» держала рабочего Костю Коновалова, а потом и студента Лешу. Вроде бы и не давала надежд, но и от себя не отпускала. Как говорится, «сегодня с этим, а завтра с третьим». Малопривлекательная личность.
Ну, что касается Василия Василича, с ним совсем всё плохо. Как говорится «и нашим и вашим за копейку спляшем». Черных пытался втереться в доверие к ученому Бармину, а параллельно продолжал строить комбинат, который в итоге и свел Сан Саныча в могилу.
Забыв про жену и ребенка, начал крутить роман с малолетней школьницей. С удовольствием демонстрировал комисии очистные сооружения, а в озеро продолжали заливать отраву.
Если Черных в самом деле симпатизировал ученому и любил его дочку, нужно было отказаться от должности, развестись с женой, жениться на Лене. Вот это было бы по-мужски! А он себя себя непорядочно, некрасиво.
Конечно же, больше всего жалко ученого Бармина. Но понимаете, вот когда я смотрел «Зеленый фургон» и впервые увидел на экране Виктора Прокофьевича, то сразу понял, что его убьют. Хотя заранее не читал сюжет.
Так и в «У озера». Уже в середине долгого рассказы Лены было понятно, что этот герой не жилец. Александр Бармин умер от болезни сердца. Его подкосили два обстоятельства: строительство комбината и роман дочери со взрослым женатым мужчиной. Однако, стоило ли так уж сильно переживать?
Бармин постоянно растравлял себя, что и закончилось летальным исходом. И кому он сделал лучше? Дочери, себе? Пожалеть его можно. Но хотели бы мы с вами брать пример с ученого Бармина, как с Екатерины Ворониной или товарища Новосельцева? Разумеется, нет.
Вторстепенные персонажи не заслуживают серьезного разбора. Они введены в фильм, чтобы хоть немножко создать массовку, «разбавить» трио главных героев. Какие они? Да в общем никакие.
И это еще раз показывает нам, что фильм так себе. Вот например у управдома Плющ в «Бриллиантовой руке» намного меньше экранного времени, чем у журналистки Вали в «У озера». А какая колоритная, яркая личность, насколько же мы больше знаем про неё, чем про эту тусклую Валю! Вот он — талант. Умение снять КИНО, а не кино.
Таким образом, «У озера» — один из немногих советских фильмов, где нет ни одного положительного героя.