Фильмы великого режиссера тоже можно поделить. Вне конкуренции стоит «Замок» — абсолютно фантастическое произведение, лучший фильм Балабанова. А дальше — два «типа» кино. Братьев, Войну, Мне не больно, Жмурки, Морфий может смотреть любой зритель, без подготовки.
Счастливые дни, Про уродов и людей, Кочегар, Груз 200 — это фильмы намного менее «попсовые». Если их смотрит человек, не знакомый с творчеством Балабанова — он скорее всего не поймет эти картины или посчитает мутью. И в каком-то смысле такого зрителя нельзя осудить.
Потому что «подготовленный» уже видит многие штрихи и тона, характерные именно для Алексея Октябриновича. А неподготовленный просто не «въедет».
Конечно же «Я тоже хочу» относится именно к тем кинокартинам, которые нельзя смотреть без глубокого знания творчества последнего великого русского режиссера. Это был финальный фильм Балабанова, во-многом уникальный.
Во-первых, впервые не было задействовано ни одного профессионального актера.
Во-вторых, для «Я тоже хочу» по рассказам создателей, не построили ни одной декорации.
И то и другое было сделано для придания картине максимальной реалистичности.
В-третьих, Балабанов впервые снял сам себя в одной и главных ролей и предсказал свою смерть — сыграл ее в кадре, а через год умер.
В-четвертых, это первый фильм Балабанова, который закончился абсолютно справедливым финалом. Вот например в «Брате-2» разве не хочется просто плюнуть в рожу Диме Громову, с кислым видом упаковывающим доллары в сумку и даже не сказавшему Даниле спасибо?
А в «Войне», когда героя Чадова упекли в тюрьму и неизвестно, что с ним будет дальше? А в «Морфии», где гениальный врач погибает под воздействием пагубной привычки? «Я тоже хочу» заканчивается хорошо для тех, кто этого заслужил. И плохо для тех, кто не заслужил.
Тех, кто был достоин — взяли. Тех, кто не был достоин — не взяли. Это правильно. «Да воздастся каждому по делам его» говорится в Евангелие от Матфея. В «Я тоже хочу» пророком выступает мальчик Петр (младший сын режиссера), предсказавший всё с абсолютной точностью.
Есть мнение, что последний фильм Балабанова затянут. В чем-то согласен. Его можно было бы перемонтировать в короткометражку. Но понимаете, это почерк режиссера. Он специально снял такое подробное кино с долгими проходами и проездами под музыку «Аукцыона».
Можно просто сидеть и смаковать эти бесконечные русские весенние и зимние пейзажи, пустынные дороги, заброшенные избушки. Фильм снят сугубо для любителей творчества Балабанова с его уникальной стилистикой.
Никто больше из советских и российских режиссеров в принципе не мог бы снять такое кино. Только Алексей Октябринович.
Фильм совсем не входит в число моих любимых. Он серьезно уступает не только гениальному «Замку», но и «Мне не больно», и обоим «Братьям» и даже «Трофиму». Но посмотреть его все-таки нужно.
Может после этого будет более понятно, что рано или поздно справедливость в жизни все-таки восторжествует и каждый получит по заслугам. Хотя некоторые, возможно, этого и не успеют застать.