Я не сторонник морализаторства и постоянных жалоб на тему: «А вот раньше было лучше и вообще, во что вы превратили старые добрые советские ценности?». Мир вокруг нас меняется и это вполне нормально на самом деле, но всё же трудно отрицать одно – люди становятся более эгоистичными.
Возможно, это сугубо моё ощущение, но со временем будто стало нормальным безразлично относится ко всем вокруг, даже к самым близким людям. Нет ничего плохого в том, чтобы, так скажем, жить для себя, но не когда своими действиями, или же бездействием, ты задеваешь окружающих.
Собственно, о таком вот бесчувственном человеке рассказывает фильм «В четверг и больше никогда» 1977 года от режиссёра Анатолия Эфроса, о котором мы сегодня поговорим.
Итак, наш главный герой – это молодой столичный парень Сергей, в исполнении Олега Даля. В какой-то момент он решается поехать на свою малую родину – в заповедник, где когда-то сам рос и где сейчас живёт его матушка. Почему бы и не проведать старушку, ведь благое же дело? Вот только всё это лишь повод прикрыть истинную цель Серёжи.
На самом деле, врачу пришло письмо о том, что некая девушка Варя ждёт от него ребёнка. Сергей, как вы понимаете, отправляется в заповедник, чтобы решить сложившуюся ситуацию.
И ведь дилемма сложная: уходить от своей нынешней любимой и вполне успешной жены ради какой-то забеременевшей от него непонятной девочки Вари (Вера Глаголева) наш расчётливый врач, само собой, не собирается. Ему не нужны ни ребёнок, ни, тем более, сама Варя.
Кстати, именно это стремление «избавиться» от девушки и своего нерождённого малыша символизирует та самая косуля. Думаю, что метафора здесь вполне очевидна: в то время, как Варвара является беззащитным и слабым созданием, Серёжа, как эдакий хищник, движимый собственным «инстинктом» и готовым на всё ради собственного «выживания».
Хотя в контексте Сергея вопрос стоит о сохранении его текущей беззаботной и финансово обеспеченной жизни в столице Советского Союза, которую он не желает променять на существование в маленьком городке рядом с нелюбимой женщиной и ребёнком от неё.
Ко всему прочему, также раскрывается тема взаимоотношений Сергея с его матерью Екатериной Андреевной. Напоминаю, что чисто формально он приехал повидаться с ней, хотя на самом деле Серёже всё равно не только на Варю, но и на собственную мать.
То ли Москва так изменила Серёжу, то ли он всегда был таким холодным – это не так важно на самом деле. Важно лишь то, что он с лёгкостью готов оттолкнуть от себя самого близкого и дорогого человека, ставя выше свои побуждения.
Апогеем ситуации становится реакция Серёжи на попытку Вари «отправиться на тот свет». Слава Богу, он не пытался ей в этом подсобить, но при этом и никак не стремился остановить девушку. Что совсем неудивительно, ему в очередной раз было всё равно, а вот для его матери это всё стало последней каплей.
Совсем разочарованная в своём отпрыске женщина просто уходит в лес и вот теперь Сергей по-настоящему забеспокоился. Вот только беспокоится то уже нет про кого – Екатерины Андреевны больше нет.
Кстати, все эти события происходят буквально в рамках одного дня. Достаточно насыщенный день, не правда ли? И, чтобы окончательно дополнить ситуацию, уже завтра Серёжа как ни в чём не бывало стоит на балконе своей московской квартиры.
Уж не знаю, какие у него были намерения в тот момент, но одно могу сказать точно – Екатерины Андреевны не стало из-за него, а Варю он бросил без зазрений совести.
Сказать честно, немногие фильмы на моей памяти создавали такую атмосферу отчаяния, безысходности и драматичности. Не побоюсь назвать это одним из наиболее мрачных советских фильмов на моей памяти. Это уже совсем не просто банальная любовная мелодрама, а самая настоящая социальная драма.
Через образ Серёжи раскрывается тема эгоистичности человеческой природы. В той или иной степени мы все эгоистичны, но, я ещё раз повторюсь, нормально думать в первую очередь о себе вплоть до тех пор, пока это не начинает ранить других. А ведь самое страшное, что Сергея судьба Вари совсем не интересует.
Если родную мать он ещё пытался спасти хоть в последний момент, то вот до матери своего ребёнка ему нет никакого дела. Как ни печально это признавать, но с годами такой подход: «Живи для себя, и всё равно на других» начинает приобретать всё большую распространённость, отчего фильм «В четверг и больше никогда» кажется ещё более актуальным, чем когда-либо.