Одна из лучших голливудских мелодрам в истории кино — великолепный фильм о четырех женщинах «Имитация жизни»

Параллели здесь, конечно, не уместны, потому что сюжеты, страны и проблемы разные. Но всё равно приходит в голову наш советский фильм «Женщины». Потому как и та, и другая история – абсолютное женское кино. О выборе. О правильности выбора, ошибках и их последствиях.

В основе «Имитации жизни» лежит одноименный роман, написанный в 1933 году Фанни Хёрст. Сейчас автора мало кто помнит, но после Первой Мировой войны её произведения были бестселлерами и переводились на множество языков.

Хёрст рассматривает в первую очередь вопросы расы, класса и пола. В общем-то, со времен написания романа прошло 90 лет, со времен выхода первой экранизации – 89, а ремейка фильма 1934 года, о котором я и хочу рассказать – 64 года. Но актуальности не теряет. С поправкой на эпоху это и сейчас выглядит остросоциально.

?Имитация жизни (1959)

Imitation of Life

В начале фильма перед нами две женщины, у каждой из которых нет мужа, но есть дочь.

Лора Мередит (знаменитая Лана Тёрнер, секс-символ 1940—1950-х годов и одна из самых очаровательных женщин в истории международного искусства)

Энни Джонсон (в роли которой просто потрясающая Хуанита Мур, человек-эмоция).

У Лоры дочь Сьюзи, у Энни — Сара-Джейн, она старше Сьюзи на 2 года. Случайное знакомство на пляже приводит к долгой дружбе и между женщинами, и между девочками. Но не все так просто, как кажется.

Лора – очаровательная и бедная блондинка, мечтающая о карьере актрисы и обивающая пороги агентств в поисках хоть какой-нибудь роли.

Энни – «цветная». И на этом можно было бы закончить описание, потому как, если знать историю отношения к другой расе в Америке, можно примерно представить, каково приходилось одинокой темнокожей вдове с ребенком.

Её удел – вечная прислуга. Ни на что другое она даже и не претендует. Интересный поворот, добавляющий пикантности – дочь Энни. Дело в том, что девочка родилась светлокожей, так как её отец был таким. Все, конечно, думают, что Энни – няня Сары-Джейн, ведь представить иное – просто невозможно.

Энни и её девочке некуда идти, негде жить. И Лора предлагаем им свою квартиру, несмотря на то, что и сама отчаянно нуждается.

Теперь она с еще большим энтузиазмом носится по городу в поисках работы, а Энни занимается воспитанием девочек и ведением домашнего хозяйства, услужливо и слегка горделиво отвечая по телефону: «Здравствуйте, это дом Лоры Мередит».

Меня поразило знаете что? Вот вроде Лора и Энни – подруги. Но Энни держится с Лорой исключительно в связке «хозяйка-прислуга», обращается к ней не по имени, а «мисс Лора», и всегда дает понять, что знает свое место. И Лора это принимает, несмотря на уважение и любовь к Энни. Вот что? Устои эпохи?

Лору в конце концов замечают режиссеры и театральные постановщики. Теперь она звезда первой величины, не сходящая с афиш и газетных заголовков. Ради карьеры она отказалась от брака с мужчиной, которого любила и от заботы о единственной дочери.

Пик славы Лоры длился 12 лет. Все это время она принимала букеты, поздравления, копила гонорары, покупала меха, мебель и дома, даже едва не вышла замуж за режиссера, с которым была «давно и потому, что это удобно».

К моменту, когда Лора решает сделать паузу и уделить внимание дочери, той уже 17 лет. Вся юность Сьюзи (Сандра Ди) прошла бок о бок с темнокожей Энни, которая стала ей настоящей матерью.

Именно с Энни Сьюзи советуется по поводу выпускного бала и поцелуев с мальчиками, именно Энни девочка признается, что влюблена в того же, кого 12 лет назад мать отвергла, а сейчас вновь приняла. Да не просто приняла, а собралась за него замуж.

Лора пытается вернуть расположение ребенка, но очередные шикарные предложения упустить не может, чем еще больше отдаляет от себя Сьюзи, которой всю жизнь отчаянно не хватало материнской любви и заботы – не в интервью или по телефону, а дома.

«Только из-за моих амбиций у тебя было все самое лучшее. И это серьезное достижение, которым может гордиться любая мать!»

И здесь сразу две трагедии – мать и дочь, так привязанные друг к другу до карьеры Лоры, и любовный треугольник – Лора, Сьюзи и обаятельный Стив (Джон Гэвин), который в общем-то, всегда любил Лору и никогда о Сьюзи и не думал, но трагедия от этого меньше не становится.

Не менее страшная ситуация в маленькой семье Энни и Сары-Джейн. Дочь с детства, со времен школы понимала, что быть «черной» — плохо. Страшно. Что если кто-то узнает, что её мать «ниггер» — ей ничего и нигде не светит. Ни в плане работы, ни в плане личной жизни.

Красивая и амбициозная Сара-Джейн (Сьюзан Конер) делает все возможное, чтобы никто из её новых знакомых и друзей не увидел мать. В Саре-Джейн начисто отсутствует элемент рабской психологии Энни, добровольно прислуживающей Лоре и Сьюзи.

Чем старше она становится, тем сильнее отдаляется от людей, которые когда-то спасли её от нищеты, от «хозяйки» мисс Лоры, своей некогда лучшей подруги Сьюзи и, самое главное, мамы. Своей «цветной» мамы, которая бесконечно любит свою Сару-Джейн.

В конце концов девушка убегает из дома с просьбой для матери – не беспокоить и не вмешиваться. И Энни ради призрачного счастья дочери соглашается на это.

Я в ужасе от этих перекосов. С одной стороны, Сару-Джейн можно понять. Она живет в мире, который поставил её в такие условия, что суровый выбор необходим.

С другой – парень избил её, узнав о том, что у неё «черная кровь». Что же это за мир такой, который выбирает 19-летняя Сара-Джейн? Мир, в котором престижные светлокожие имеют право жестко избивать девушку просто за то, что её мать «цветная». Мир, в котором это норма. 

И Сара-Джейн отчаянно стремится к этой странной новой жизни, отказавшись от человека, которого любит больше всех на свете. Она думает о том, что если бы у неё не было матери вовсе, то и доказательств причастности к грязи нет никаких. И все кровное родство осталось бы в закоулках детской памяти.

Одна из самых сильных сцен фильма – прощание Лоры и Энни перед смертью. Мягкая, добрая, отзывчивая, всепонимающая Энни, которая оказалась не только отличной помощницей по хозяйству, но и тонким психологом с огромным жизненным опытом, умирает.

Лора отчаянно оплакивает подругу, а с портрета на прикроватной тумбочке счастливо улыбается Сара-Джейн. Вот теперь путь свободен, можно не опасаться, что кто-то пронюхает о пикантном родстве с афроамериканкой.

И сцена похорон – удивительно трогательная и настоящая, в сопровождении разрывающей сердце песни в исполнении Махалии Джексон.

Я понимаю, почему фильм признали одним из лучших в своем жанре. Он идет два часа и все два часа я пристально наблюдала за героинями. Это очень сильно.

Весь этот искусственный мир, воссозданный на экране – это и есть имитация жизни. Настоящей жизни, которая скрывается под ворохом блестящей одежды и норковых шуб, под шорохом дорогих гардин. Она прячется за шелковой обивкой стульев, тяжестью украшений. За красивыми и броскими газетными заголовками, из которых весь мир знает, какая хорошая ты мать. Весь мир, кроме твоей собственной дочери.

Искусственный мир, в котором есть место даже неистовым, отчаянным желаниям казаться не тем, кто ты есть. Притворяться настолько, что уже и сам начинаешь верить в это. Предать. Отказаться от самого близкого человека. Отказаться от любви ради удобства. Отказаться от жизни ради имитации жизни.

Увы, сейчас эта проблема набрала обороты и приобрела вселенский масштаб.

Оцените статью
Одна из лучших голливудских мелодрам в истории кино — великолепный фильм о четырех женщинах «Имитация жизни»
«Зимняя вишня» — Оля не уехала из-за… привычки