«Зимняя вишня» (1985, реж. И. Масленников)
Ольга из «Зимней вишни» – для меня один из самых отрицательных женских персонажей отечественного кино. Ведь отрицательные персонажи не обязательно бандюги и тираны, мошенники или откровенные злыдни. Отрицательным, на мой взгляд, может быть персонаж, который не несет в себе ничего позитивного или ценного, ничего такого, чем можно было бы вдохновиться или на что можно ориентироваться. Да, отрицательный персонаж может вызывать сострадание, сочувствие, жалость, но от этого его поведение и мышление не становятся менее деструктивными. Ольга – прекрасный пример того, как не надо (может быть, в этом и есть ее пусть сомнительная, но всё-таки ценность).
Одна моя знакомая охарактеризовала героиню так: «Оля эта – не уважающая себя подстилка, недостойная женского счастья. Правильно, что ей женатый кобель мозг выносит и оставляет ни с чем». Ну, я, как психолог, не могу одобрить таких характеристик, поэтому буду смотреть на Ольгу всё-таки как на человека, реализующего деструктивную роль (а это роль «жертвы»), не впадая в оценочные суждения ее морального облика и выбора. А про то, кто чего достоин, говорить вообще не имеет смысла: по факту каждый подсознательно сам для себя определяет, чего он достоин, а чего – нет, и именно это, как правило, и имеет или же не имеет. Если у Оли с женским счастьем туговато, наверное, действительно не считает она себя достойной этого. Эта часть характеристики у меня возражений не вызывает.
«Жертву» в Ольге выдают лишь несколько деталей
Причем детали эти не всем и не всегда сразу бросаются в глаза, не всеми воспринимаются как нечто значимое. Ну, психологи вообще на многие вещи смотрят не как «нормальные люди», так что мне можно.
Первая деталь, которая, собственно, и открывает картину, а заодно и рисует Ольгин портрет – это момент, когда Валя зовет подругу на вечерние посиделки.
Это, конечно, здорово, когда есть подруги. Удобно, когда они еще и живут рядом. Прекрасно, когда можно провести вместе время, скоротать вечер, пообщаться… Да, здорово и прекрасно. Но есть одно «но». Оля не хотела и ей это было неудобно.
Ольга уже умылась, разделась и собиралась лечь спать. Это ее устраивало. Она не сидела и не думала, как бы провести вечер поактивнее. Когда Валя позвонила и позвала в гости, Ольга не воспылала желанием туда отправиться. Она даже попыталась отказаться, стала объяснять, что уже практически спит и что у нее нет настроения веселиться.
Валя и Саша, как заправские менеджеры, быстренько отработали все возражения. На самом деле, реально возражение было только одно (я не хочу), но почему-то именно об этом Оля и не сказала. Мямлила, оправдывалась, чувствовала себя неловко, но отказать решительно так и не смогла.
Человек в роли психологической жертвы:
- легко поддаётся на уговоры,
- не умеет говорить «нет», часто оправдывается и объясняет свое поведение, свой выбор или решение,
- делает то, что не хочет делать (но что хотят другие),
- игнорирует свой дискомфорт,
- ставит свои интересы и желания ниже интересов и желаний других людей,
- отказывается от собственных планов в угоду другим.
Я бы только «за» была, если бы приглашение заставило Олю почувствовать прилив энергии, желание выгулять новое платье, любопытство относительно новых знакомств. Ну, а что? Это хорошо, когда человек легок на подъем и следует за своими желаниями. Но нет-нет, тут о желаниях речи не шло. Оля не просто пришла на вечеринку. Она нарядилась, привела себя в порядок… опять же – против своих желаний. Почему было не пойти спать – неясно.
Оля буквально пересилила себя, перешагнула через себя. И ради чего? Ни компания, ни общение не доставили ей приятных эмоций и впечатлений.
Да, конечно, благодаря этой вечеринке, она познакомилась с мужчинами, которые что-то да значили для развития сюжета, но в конечном итоге они оказались лишь маленькой и незначительной вспышкой, погрешностью, флуктуацией в ровном графике Олиной жизни.
Вторая деталь связана с той же ситуацией. Когда Валя по телефону приглашала Олю в гости, она интриговала ее тем, что «все хотят видеть» Олю и что это какие-то необыкновенные, «исключительно замечательные» люди.
Ольга, которая уже чувствовала, что практически прогнулась, попыталась узнать хотя бы, ради кого ей придется через себя перешагивать. И это вообще-то логично. Если уж идти на встречу, то четко представляя, с кем. По сути, Оле пообещали общение неизвестно с кем и неизвестно зачем. Потребности у нее в этом общении не было, беседа как-то сразу не задалась, атмосфера на «вечеринке» была явно натянутая, потому как никто никого на самом деле не жаждал лицезреть.
Вы знаете многих людей, которые бы сорвались на ночь глядя, чтобы встретиться с неизвестными и ненужными им людьми, несмотря на свое нежелание и дискомфорт? Я – нет. По-моему, Валю нужно было сразу послать с ее приглашением, если она не посчитала нужным объяснить, что там за компания.
Человек в роли психологической жертвы:
- неразборчив, мнимо доверчив, легко позволяет себя втягивать в непонятные истории,
- рад стараться, когда к нему обращаются с просьбами а-ля «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что» (ведь ему не важно, главное – сделать то, что от него ждут, угодить).
В общем, сценка, где Валя Олю приглашает, а Оля соглашается – шикарная картина маслом под названием «А вот и наша Жертва».
Третья деталь непосредственно не связана с общением. Она проявляется через материальный объект, который ой какой неслучайный в пространстве Олиной жизни. Это светильник.
Светильник в квартире Ольги работает плохо. Он заедает, нервирует, раздражает героиню. Человек во взрослой позиции чутко реагирует на то, что его раздражает, что вызывает какой-то дискомфорт. Он берет и меняет это. Если может – сам, если не может – обращается целенаправленно за конкретной помощью. В случае со светильником можно было как минимум купить новый или вызвать мастера.
Но «жертва» не такова.
Человек в роли психологической жертвы:
- терпит то, что доставляет ему неудобство, не предпринимает никаких попыток изменить ситуацию, найти решение.
- ждет, когда кто-то придет и сделает что-то за него (причем без просьбы, а потому что «сам догадается»).
Кто починил светильник? Правильно, Герберт. Его и просить не пришлось. И делов-то было на три минуты.
Этих трех деталей вполне достаточно, чтобы понять, кто такая Оля и что она из себя представляет. Весь основной сюжет, все Олины действия, поступки, решения – это уже следствие той роли, которую она для себя выбрала. А в этой роли, пассивной и безответственной, человек нередко обзаводится партнером-преследователем, которого всеми клеточками своей души просит: «Пни меня, ну, пожалуйста, пни меня еще разочек». Ну, какие после этого претензии к Вадиму, герою Соломина?
Можно долго гадать, считает себя Оля достойной женского счастья или нет, но одно точно: при таком отношении к самой себе и окружающим Ольга просто несовместима с нормальными, теплыми, уважительными и близкими отношениями между мужчиной и женщиной. И если именно такие отношения считать женским счастьем, то оно ей явно не светит.