Многие не знают, что знаменитый фильм Михаила Козакова «Покровские ворота» является исторической реконструкцией жизни москвичей в конце 50-х годов. Причем главная заслуга в этом даже не самого режиссёра, а автора пьесы Леонида Зорина, по которой и поставлен этот фильм. А режиссёр лишь постарался в фильме воспроизвести пьесу Зорина с хронологической точностью, учитывая все мелкие детали.
После премьеры фильма Леонид Генрихович рассказал журналистам, что прототипом Костика был он сам и почти все персонажи пьесы списаны с реальных людей.
Конечно же, сюжет немного приукрашен, но все события в пьесе соответствуют биографии автора. После окончания школы он приехал в Москву из Баку, поступил в университет и поселился у своей родной тёти в коммунальной квартире возле Покровских ворот.
И тот забавный семейный треугольник, во главе которого стояла Маргарита Павловна, тоже имел место быть среди его соседей по квартире. Хваткая женщина средних лет продолжала контролировать своего бывшего мужа, неуклюжего переводчика издательства, и при этом проживала со своим новым супругом, который был полной противоположностью переводчика – рукастый и мастеровитый слесарь опытного завода. Но что больше всего поразило Зорина, что эти мужчины между собой вполне мирно ладили и даже дружили.
В этой статье речь пойдёт о другом. Я хочу рассказать об исполнителе роли Саввы Игнатьевича, замечательном актёре Малого театра Викторе Андреевиче Борцове.
Он родился в 1934 году в Оренбурге в семье железнодорожного инженера. Его школьные годы пришлись на войну, Виктор учился на одни пятёрки и особенно увлекался литературой. В старших классах он знал наизусть всю школьную программу и даже среди учителей считался экспертом по русской классике.
Тогда же он увлекся игрой в театральном кружке и после окончания школы поехал в Москву поступать на актёра.
С первого раза поступил в Щукинское училище, которое в 1957 году успешно окончил. На вступительных экзаменах он покорил преподавателей тем, что по их просьбе читал наизусть любое произведение, которое они просили. Причем читал очень артистично.
Тогда же, в 1957 году, был зачислен в труппу Малого театра, в котором впоследствии он прослужил всю свою жизнь. По воспоминаниям коллег и друзей, Виктор Андреевич был абсолютным гуманитарием. И при этом совершенно не приспособленным человеком к хозяйству и быту.
Актёр дважды был женат, и вторая супруга, с которой он прожил много лет и воспитал дочь, позже рассказала, что Виктор Андреевич был замечательным мужем и папой, и совсем никаким хозяином дома. Он абсолютно ничего не умел делать по хозяйству. Даже самостоятельно заменить перегоревшую лампочку. Он просто не знал, как это сделать. Поэтому все мужские обязанности по дому взяла на себя супруга.
Но при этом актёрский талант и умение схватить суть образа позволяли ему замечательно играть роли противоположных по жизни людей. Это не только мастеровитый гравёр Савва Игнатьевич в «Покровских воротах», но и рукастый камердинер Гаврила в «Гардемаринах», да и многие другие подобные роли он играл очень убедительно!
На сцене Борцов переиграл почти все классические театральные образы и при этом, благодаря своей феноменальной памяти, по рассказам его коллег, никогда не пользовался сценарием. Даже на первых репетициях. Он в буквальном смысле знал наизусть любую классическую пьесу с репликами актёров, мизансценами и т.д.
Виктору Борцову было 73 года, когда врачи обнаружили у него рак кишечника. Причем в той стадии, когда что-то делать было уже поздно.
Тем не менее его прооперировали, провели жёсткую химиотерапию, но спасти так и не смогли. Народный артист России (РСФСР) скончался в мае 2008 года на 74-м году жизни.
Виктор Андреевич Борцов похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.