Однако есть нюанс! Тот, кто смотрел этот фильм …не зная, что это гайдаевское произведение, отзываются о нём гораздо мягче. Я видела его в подростковом возрасте и долгое время никак не связывала с личностью творца «Бриллиантовой руки» и «Кавказской пленницы».
Для меня это была какая-то средняя, проходная комедия с участием Леонида Куравлёва, Ларисы Удовиченко, Владимира Носика, Михаила Кокшенова.
Более того, я почему-то считала, что «Опасно для жизни!» создали те же мастера, что и «Самую обаятельную…». Благо, в кадре оказались сразу четверо из команды Бежанова-Эйрамджана, да и почерк больше напоминал именно их.
В общем, те, кто не ведали, что сие натворил сам Леонид Иович – гений эксцентрики, спокойно отнеслись к комедии. Сюжет, безусловно, так себе.
Имеется некий ответственный мужчина – Спартак Молодцов (Леонид Куравлёв), который не может пройти мимо бесхозяйственности. Вся коллизия строится на том, что Молодцов, заметив оборванный и oгoлённый провод, весь день сторожил его, не подпуская к нему людей и животных.
Параллельно развивается линия Кати, его сестры, которую (ой, как весело) зрители принимают за жену Молодцова, ибо он её пасёт и сторожит.
Она любит шикарного Максима, босса-изобретателя в своём НИИ, но скрывает свои отношения от строгого братца. А мы-то полагаем, что это – адюльтер, осуждаем Катерину и жалеем Спартака Иваныча.
К слову, того босса играет Владимир Носик, живо перевоплотившийся в красавца, упакованного в фирму (параллельно он же снимался в роли тоскливого Гены Сысоева в «Самой обаятельной…»).
А ещё у героя Носика …телефон в машине, что обыгрывается, как невиданное чудо. Всего через 10 лет мобильники станут не чудом, а реальностью, хотя и дорогостоящей. Вообще, Гайдай именно в своих слабых киноработах оказывался провидцем (например, «Спортлото-82» — это во многом …репетиция 1990-х).
Провидец отличается тем, что видит некие явления, даже не желая того. Оно само как-то.
В «Опасно для жизни!» нам чётко показали, что люди, типа Молодцова – реликты, выглядящие нелепо. Да. Симпатичные и – бессмысленные. Их рвение – пустое. В конечном итоге оказывается, что провод болтался обесточенным, и персонаж Куравлёва совершил ненужный подвиг.
Год выхода фильма – 1985-й, и обесточенность была во всём. Точнее – она транслировалась.
И Молодцов смотрелся, как плакатный коммунист, непонятно что охраняющий. В финале он закрывал собой прорыв трубы и вода поднимала его к небесам, где Спартак и растворялся.
Такое чувство, что он возносился туда, где всё ещё нужны идеалы, то есть …к Богу. Если посмотреть, всем на тот провод было до балды – и тем, кто за всё это непосредственно отвечал, и тем паче обывателям.
Меж тем, здесь нет ни одного плохого человека – все, даже алкаш, алчущий напиться с утра до вечера, и тот милый. Вот так, да – все приятные люди, но всем без разницы.
И научный руководитель в импортных очках от солнца – не подвижник, но делец в сфере науки, мотается в загранку, носит «британские» бакенбарды и вообще готов коммерциализировать всё и вся. Не потому что гад. Грядут иные смыслы! И Гайдай оказался чутким к слабому ещё ветерку, то бишь wind-y of change.