«Опасный поворот» — несчастливы вместе!

Обсуждая вчера телеверсию пьесы Джона Бойнтона Пристли «Опасный поворот» (1972), снятую Владимиром Басовым, я упомянула тот факт, что все персонажи находятся в болезненных отношениях друг с другом, причём, в результате мы наблюдаем парадоксальную картину…

Все кем-нибудь любимы, да и сами любят, но всё без взаимности. Сплошное — мимо. В общем, все герои так или иначе несчастливы в проявлении чувств. Пожалуй, нет другого такого произведения, чтобы при существовании любовных «многоугольников», не было ни одного настоящего романа.

Да, эти перипетии выдуманы писательницей Мод Мокридж, а мы имеем дело с фабулой внутри другой фабулы и, возможно, реальность компании Уатхаусов-Кэпленов и иже с ними куда как более приятная, чем то, что нам явили. Но будем отталкиваться от сюжета, созданного фантазией мисс Мод.

Итак, Роберт хорошо относится к своей жене Фреде, но не без ума от неё. В свою очередь он обожает милую куколку Бетти, жену своего шурина Гордона. В той Бетти глава дома видит непосредственность, свежесть юности, простоту и безыскусность – то, чего не достаёт замороженной богине Фреде.

А что же Фреда? Не любит мужа. Она была пассией покойного Мартина, который принимал эти «ухаживания» и даже преследования Фреды с прохладцей бонвивана, которому приятно волокитство красивой дамы, супруги брата-Роберта.

Мартин вообще никого не любит – он ведёт предосудительный образ жизни и даже потребляет вещества. Но Роберт истово любим изящной Олуэн, этой старой девой с горячим сердцем и глубокими суждениями. Нужна ли Роберту привлекательная мисс с «эльфийским» именем? Olwen…

Собственно, никак. Зато! Эльфийку Олуэн обожествляет Чарльз Стэнтон, этот парвеню и селф-мейд-мен, которого принимают у Кэпленов, но слегка презирают – он человек не их круга. Мисс Олуэн относится к Стэнтону не без уважения, но …любить? Она же любит Роберта и только его!

Стэнтон делает своей любовницей Бетти, хотя, не испытывает к ней именно любви, но молодая миссис Уайтхаус, впрочем, благодарна Стэнтону за то, что он разглядел в ней и женщину, и человека. По сути, она кинулась в первые же жаркие объятия, которые ей предложили!

Муж Бетти – милашка Гордон …вообще равнодушен к дамскому полу. Он беспрестанно говорит о своём кумире – о Мартине, без коего жизнь сделалась существованием. Кстати, эту преступную связь (а в СССР за это сажали!) авторы фильма показали так деликатно, что можно было и не догадаться.

Мне в детстве-отрочестве казалось, что Гордон всего лишь без ума от личности Кэплена-младшего, но и только. Да что там в СССР? В эпоху, когда Пристли писал эту пьесу, нетрадиционность точно так же каралась по закону. Это тщательно скрывали, а в произведениях – вуалировали до степени полунамёка.

Да, в каком аду пребывает Бетти! Она выходила замуж по любви за симпатичного и статного парня, считая своего жениха нормальным, а заполучила жуть и холод. Уайтхаусы на людях изображают сладкую парочку, а тут сплошная горечь, и неясно, у кого той горечи больше – у Бетти или у Гордона.

Нет, это не «многоугольник», а клубок, причём спутанный и чудовищный. До той злополучной ночи, что началась с разглядывания шкатулки Мартина, всё было (или казалось) шито-крыто. И вот не знаешь, что лучше – правда, после которой хочется зaстpелиться, как это сделал Роберт или же – убаюкивающая, удобная ложь, внутри которой кое-как можно жить?

Оцените статью