«Осень» — скандальный и …скучный, но хороший фильм о советской интеллигенции

Этот фильм как-то изначально стоит особняком да на отшибе, хотя, играют в нём звёзды (Наталья Гундарева, Александр Фатюшин, Леонид Кулагин), причём и в эпизодах – тоже (Армен Джигарханян и Людмила Максакова), а музыку написал Альфред Шнитке.

«Осень» (1974) режиссёра Андрея Смирнова, творца эпохального «Белорусского вокзала» (1970) уже тогда вызвала споры и – отторжение.

Когда блогеры и даже публицисты утверждают, что «Осень» запретило начальство из-за сцены чувственной любви, (а там она есть и по меркам 1970-х весьма откровенная), то – врут. Не запретили.

Пустили так называемым вторым экраном, то есть в маленьких кинотеатрах, домах культуры, клубах и так далее. Опять же, есть постеры и афиши 1970-х годов к нему. В 1974 году фабулу сочли одновременно скучной и — фривольной.

Реальный интерес к ленте пробудился уже в 2010-х, когда её выложили на ЮТубе и прочих видеоплатформах. Я полагаю, что «Осень» — это квинтэссенция того, что творилось в головах интеллигенции 1970-х, и фоновое время года – правильно указанное. Осень была чем-то, вроде героини большинства кинокартин.

Перед нами – влюблённая пара, что решила на недельку сбежать из города (из Ленинграда, где осень примерно весь год) в другую осень – ближе к Карелии. Илья – врач (Леонид Кулагин), Александра – заводской инженер (Наталья Рудная, супруга режиссёра и типичная интеллигентная красавица 1970-х).

Ему за 30, ей под 30, и на тот момент это считалось запредельной взрослостью.

Это нынче в их возрасте модно «искать себя» и быть резвыми хипстерами, а в 1970-х то были весьма зрелые спецы с багажом опыта. Итак, умудрённые люди решили начать «всё сызнова» — из разговоров мы узнаём, что они когда-то в юности любили друг друга, но потом, что называется, жизнь развела.

Александре хотелось чего-то и кого-то нового, а Илья женился …назло предательнице.

И вот теперь у них ураганные страсти по второму кругу и при этом – типовая рефлексия. Илья не знает, как ему поаккуратнее брoсить жену, а Саша боится, что Илья в конечном итоге выберет «стабильность».

В этом фильме главное – диалоги, и они роскошны. Чете интеллектуалов противопоставлена деревенская пара – Дуся и …внезапно Эдуард (Гундарева + Фатюшин отлично смотрятся вместе).

Терзания умников и – простые объяснения селян. Тут очень много беседуют о жизни, и эти сцены так исключительно сыграны, что забываешь об игре; кажется, будто фильм — документальный. Этакий фрагмент бытия, подсмотренный оператором.

Затем нам показывают ещё одно семейство – Марго и Скобкина (Максакова и Джигарханян), типовое гнездо бывших шестидесятников, когда-то заключивших брак по дружбе.

Поколение, что ярко горело, а потом ушло в минор, но всё ещё пытается жить эффектно, с юмором и КВН-овским задором. Одно только обращение к ребёнку: «Ну, что, старик?» чего стоит!

Это – расхожее восклицание 1960-х, когда ребятки обращались к товарищам и одногруппникам: «Старичок!», что подчёркивало их непоколебимую и – вечную младость. Великолепно явлено, как эти чувак и чувиха пытаются длить солнечное десятилетие.

В финале мы наблюдаем, что Илья всё-таки пришёл к Саше, и – перед нами немая сцена под музыку Шнитке. Вообще, в 1970-х стали показывать aдюльтeры и распады семей без того осуждения, что бытовало в 1930-1960-х годах (вот 1920-е я вообще не беру – тогда была специфическая мораль).

Зрителю давали понять: жизнь мало похожа на крепко выписанный и яркий плакат. Разве что в «Осени» это как-то совсем вызывающе.

Однако тут невозможно утверждать, будут ли Саша с Ильёй вместе, или же, как другая питерская парочка – Оля и Вадим из «Зимней вишни» (1985), чья любовь держалась на редких и потому волнующих встречах, начнут долгую и болезненную игру во встречи-расставания.

Будь они вместе, быстро возненавидели бы друг друга, ибо ушла бы острота впечатлений. И если уж по-честному, Александра с Ильёй закрутили роман …от одуряющей осенней скуки.

Оцените статью
«Осень» — скандальный и …скучный, но хороший фильм о советской интеллигенции
Не ровня сыночку