Этот фильм одновременно спокойный и – остросюжетный. Более того, в нём есть даже элементы …триллера, хотя, речь идёт о кадровой интриге на уровне городского отдела народного образования, как это называлось в СССР.
Итак, видная чиновница провинциального ГорОНО – Анна Георгиевна (Ада Роговцева) каждый день видит растерянно-печальную женщину, гуляющую по бульвару. Впрочем, гулянием это назвать сложно… Это отчаянная попытка себя занять…
Социальная драма «Осенняя история» (1979) – вроде бы характерна для своей эпохи, когда главным героем кинолент была …осень – как время года и как возраст, как эстетическое переживание и как — пушкинское настроение.
Осенний пейзаж сопрягается с темой «осени жизни», которая наступила у талантливой и всеми любимой учительницы – Ольги Денисовны (Римма Быкова). Она умеет зажечь сердца, но при том — профи, а не болтушка, типа Мариночки из «Ключа без права передачи» (1976).
Меж тем, киноработа Инессы Селезнёвой не такая уж и типичная. Здесь важна композиция – а она тут нелинейная. В советском кинематографе довольно редко использовались так называемые флешбэки – прерывание действия и возвращение к событиям прошлого.
Тут возвраты и создают всю динамику. Начинающий журналист Артём Новосельцев (Виталий Юшков) решает начать свою карьеру с расследования странного, как ему показалось, факта — с ухода на пенсию той самой Ольги Денисовны.
Откуда он узнал? К нему попало тревожное письмо, написанное молодой математичкой — оно повествовало о несправедливостях, заставивших мудрую словесницу покинуть стены школы.
И тут начинается фантасмагория, как в пьесах Джона Бойнтона Пристли – с виду респектабельные и даже приличные граждане оказываются, если не пoдлeцами, то равнодушными, трусливыми, угодливыми пешками.
В результате Новосельцев со своим расследованием выходит …на собственную мать, точнее на её льстивую заместительницу, обожающую начальство и стремящуюся по-холопьи служить. Хотя… само начальство и не просит. Но и не останавливает.
Приятно, когда тебе кланяются? Увы. Массированная травля Ольги Денисовны была вызвана желанием пристроить на это место «блатного» сынка, зачем-то окончившего педвуз. Школа-то в центре, с традициями, престижная.
Да, я упомянула элементы триллера – директор учебного заведения, боязливый «лоялист» Лысцов (Михаил Данилов) вместе с завистливой историчкой (Майя Булгакова) устраивают Ольге Денисовне то, что в психологии называют «газлайтинг».
Это — манипуляции, совершаемые с целью выставить жертву ненормальной, заставить мучиться и сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности. Термин связан с названием триллера ‘Gaslight’ (1944).
Так вот Лысцов с историчкой постоянно доказывают Ольге Денисовне, что у неё – склероз, а потому ей надо уходить на пенсию. В одной из сцен директор прячет тетради, сданные Ольге на проверку.
Делает это так, чтобы она «опозорилась» при всех, начала каяться. Лысцов не орёт, не грубит, не выговаривает. Беседует с ней ласково, как с тяжелобольной, разве что по голове не гладит пухлой своею лапкой. И – выжимает.
Да, насчёт того, что все оказываются как бы причастны! Выпускник педвуза по кличке Тютя, коего пристраивают на место Ольги Денисовны – бывший приятель журналиста Новосельцева (Станислав Садальский)…
Но при этом врач, выдавший справку учительнице о том, что она совершенно здорова и никакая не склерозная бабка – отец всё того же Новосельцева (Леонид Кулагин). Теперь доктор мучается, что …тем самым подписал приговор собственной жене — вроде как опосредованному инициатору травли.
Классическая расстановка в духе Пристли! Хотя, он всё больше любил загнать своих персонажей в замкнутое пространство, а тут мы наблюдаем сразу несколько «точек сборки», и мы наблюдаем дивную Калугу, какой она была в конце 1970-х…
Хотя, в финале Пристли-приём всё же срабатывает – фигуранты оказываются на экстренном совещании в ГорОНО и происходит окончательное разматывание клубка.
Оказывается, что заместительница, прознав, что Тютя – сын лучшей подруги Анны Георгиевны, решает сделать ей подарок и подсуетиться. При том, что сама начальница – типичный кремень и вообще никогда не пользуется своим положением.
Но! Правильно сказано — было удобно иметь такого зама, что стелется. В конечном итоге чиновница приходит к Ольге Денисовне и просит вернуться в школу, где теперь уж точно будет новый директор, а у Артёма, кажется, намечается роман с той математичкой…
Сюжет о восстановленной справедливости, хотя, конечно, словеснице изрядно потрепали нервы. Да, в этом фильме довольно много эпизодов, сыгранных звёздами – Ольгой Волковой, Людмилой Ивановой, Валентиной Талызиной и ещё — отличная фоновая музыка, написанная Алексеем Рыбниковым.
P.S. К сожалению, я не читала первоисточник Марии Прилежаевой, которую я знаю лишь, как автора замечательных и очень живых книг о Владимире Ленине, поэтому здесь — исключительно обсуждение сценарных ходов Вадима Трунина.